Судьба тенге
Мажилис одобрил пакет уточнений в бюджет текущего года. Поправками срезается часть затрат, которые, по мнению правительства, будут неиспользованы до конца года. Уточнили объем общих доходов и расходов государства. Депутаты, хоть и оказались недовольны “обрезанием” ряда статей, но больше не критиковали правительство, а давали советы на будущее
Например, мажилисмен Жуматай Алиев попросил главу Национального банка Кайрата Келимбетова укрепить доверие к тенге. “Курс тенге нужно оставить, идет долларизация экономики, люди уходят к доллару. И президент об этом сказал: мы доверие к тенге должны укреплять. Поэтому, Кайрат Нематович (Келимбетов. - “НП”), дальше отработаете варианты с ведомством, чтобы доверие к тенге было, чтобы люди не шли на долларизацию”, - предложил он.
Глеб Щегельский в очередной раз заговорил о том, что есть “системная тенденция неосвоения средств, повторяющаяся по одним и тем же программам, а также недостаточный уровень администрирования государственными органами, непродуманное планирование и слабое прогнозирование ожидаемых результатов”.
Эта проблема поднимается на уровне обсуждения бюджета далеко не первый год. Но еще лет 10 назад парламентарии осуждали правительство, что те не могут грамотно предсказать уровень доходов бюджета и ежегодно вынуждены корректировать документ в сторону увеличения. Тогда каждую весну Кабмин приходил в парламент с уточненными цифрами доходной части бюджета, увеличивая заодно и расходы. Депутаты второго созыва (на период которого и пришлась основная часть подобных корректировок) под шумок критики исполнительной власти (мол, предсказать-подсчитать нормально не можете) с удовольствием выбивали пару-тройку десятков миллионов тенге на потребности нужных им регионов или отдельные проекты. Помнится, тогда за дверями кабинетов, где заседали рабочие группы, шла в буквальном смысле торговля за каждый тенге: депутаты просили, правительство колебалось. Но в итоге каждый год “доставало из рукава” некую среднюю сумму по результатам “торгов”.
Затем потоки от нефтяных денег перераспределили (они полностью потекли в Нацфонд) и возможностей увеличивать доходную часть не стало. Что, впрочем, не мешало по нескольку раз в год уточнять и корректировать прогнозные показатели экономического развития страны и поступлений в бюджет и НФ. Но это, как всегда говорили экономисты, процесс всеобщий и непрерывный. А потому на возмущения парламентариев, ежегодно рассматривающих еще и итоги исполнения бюджета года прошлого, что у нас многомиллиардные суммы остаются неосвоенными по причине “недостаточного администрирования и слабого прогнозирования”, правительство всегда с готовностью отвечало: “Виноваты, исправимся”. На этом дело и заканчивалось.
Начиная с 2007 года ситуация вновь изменилась. Теперь Кабмин вынужден не раздавать излишки, а изыскивать тайные резервы для покрытия текущих расходов. И здесь вновь встал на первый план вопрос планирования. Но на этот раз - расходной части. Уже несколько лет администраторам бюджетных программ (по их же заявкам) выдается такой объем денег, которые они просто не в состоянии освоить. И все попытки юридически умерить аппетиты администраторов, увы, пока успехом не увенчались.
Вполне возможно, что возникшие на фоне общемирового кризиса проблемы с бюджетной ликвидностью поумерят раздутые бюджеты ряда бюджетных проектов и вынудят администраторов подходить к ним более скрупулезно, переориентировав внимание с количества денег на качество их исполнения.
Парламентарии уже предупредили правительственных мужей, что “при рассмотрении отчета правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год депутатами будет уделено пристальное внимание указанным вопросам”. Главное, чтобы результат таки был.
Астана |