|
Алла Иванилова
Начало нового учебного года для многих родителей превращается в “гонку” за учебниками. Чиновники начинают искать “крайнего” в сложившейся ситуации и в оперативном порядке решать проблему. В итоге на следующий учебный год ситуация повторяется. Чтобы история с учебниками не напоминала “день сурка”, Министерство образования и науки намерено внести коррективы в весь процесс обеспечения
К 2015 году Министерство образования и науки планирует перейти на полное обеспечение бесплатными учебниками и учебно-методическими комплексами за счет государственных средств.
Пока же, по словам министра образования и науки Аслана Саринжипова, местные власти не могут спрогнозировать потребность в учебниках. Механизм расчета количества школьной литературы на следующий год выводится школой на основе численности учащихся в текущем году. При этом не учитывается прирост населения, что объясняется слабым взаимодействием управлений образования с миграционными и демографическими службами.
Только после того, как управление образования соберет данные, акимат заключает договор. В свою очередь, издательства, на свой страх и риск беря на себя расходы по изданию альтернативных учебников и не имея прогнозов по количеству заявок на тот или иной учебник, рискуют потерять деньги. В этой связи они вынуждены включать свои реальные потери от незакупленных книг в себестоимость учебников. Кстати, по оценкам Министерства образования и науки, приблизительная чистая прибыль издательств от производства школьных учебников составляет около 50 миллионов долларов.
Еще одно “слабое звено” в цепи - поставщики. Выбор падает на тех, кто дешевле предлагает услуги. В итоге у многих перевозчиков нет собственного транспорта. Его арендуют после победы в конкурсе, что также срывает сроки поставки. Нет типового договора доставки, что приводит к разным подходам и, соответственно, затратам в регионах. Так, в Павлодарской области издательство доставляет учебники до областного центра, в Южно-Казахстанской области - до школы, а в Алматы - до помещения библиотек каждой школы. Сегодня многие страны разделяют процесс производства учебников и логистику. У нас пока все в одной “упряжке”.
Но самое нелогичное - сроки всех процессов. Так, в этом году Министерство образования и науки издало приказ об утверждении перечня учебников, разрешенных к использованию 28 апреля. 17 мая его официально опубликовали и ввели в действие по истечении 10 дней. При таком подходе издательствам остается 2-3 месяца на разработку и издание новых книг. Это не только сказывается на сроках доставки, но и на качестве. По словам экспертов, этот процесс должен занимать до девяти месяцев. Формирование и утверждение бюджета на местах проходит в ноябре-декабре, в апреле-мае акиматам изыскивать средства намного сложнее. Отсюда и недофинансирование.
Министерство образования и науки предложило упорядочить сроки поставки школьных учебников и ужесточить требования. “Предлагается установить следующий цикл: комиссия, утверждающая перечень, должна до конца года его утвердить. До 1 января школы должны представить информацию о потребности в учебниках на следующий год, при этом на основе формул должны быть учтены демографические, районные, городские показатели, планируемое количество вновь зачисленных и количество обучающихся. До 10 января министерством будет утверждаться перечень рекомендуемых учебников и учебно-методических комплексов, которые будут доводиться до издательств и местных исполнительных органов. До 1 февраля управления образования будут заключать договора с издательствами, и в начале марта будут начинаться конкурсные процедуры по доставке учебников в школы. В апреле процедуры закупа и доставки должны быть завершены. В мае должна начинаться сама доставка учебников, и к августу учебники должны быть в школах”, - рассказал министр Аслан Саринжипов.
Однако депутаты, которые вчера заслушали на правительственном часе министра образования и науки, считают, что “сдвижка сроков” не решит всех проблем. “Предложение утверждать перечень в начале января, а заключать договоры с издательством в феврале может поставить местные исполнительные органы в тяжелое положение. К тому же местные бюджеты уже к тому времени сформированы, и местным исполнительным органам придется опять рассчитывать на свою прозорливость”, - считает председатель Комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента Гульнар Иксанова. Парламентарии считают необходимым, чтобы приказ Минобразования выходил еще раньше - в сентябре-октябре, до формирования бюджетов. Кроме того, по их мнению, нужно не только уменьшить количество участников всего процесса, но и закрепить за издательствами доставку. Некоторые мажилисмены и вовсе предложили вернуться к советской системе обеспечения школьников учебниками. “Мы не справляемся с логистикой, хромает на две ноги качество учебников, потому что количество еще не означает качество, и учителя порой теряются и не знают, по каким учебникам сегодня лучше всего учить учеников. Опять надо вернуться к нашей старой, хорошо нам известной, советской системе, когда был по каждому предмету один учебник, и не надо никому голову морочить”, - отметила заместитель председателя мажилиса парламента Дарига Назарбаева. При этом местные органы при желании и наличии средств могут дополнительно докупать нужные им учебники, не трогая бюджетные деньги.
У народных избранников к главе Минобразования накопилось много вопросов. Ожидая скорой встречи, Дарига Назарбаева предупредила: “Мы на следующее заседание хотели вынести на обсуждение вопрос, кто все-таки должен разрабатывать учебник: частное издательство, которое в рыночной среде, или все-таки государство должно отвечать за мозги наших граждан”.
Астана |