Алла Иванилова
Участившиеся в последнее время случаи массового отравления детей в школьных столовых все больше заставляют задуматься об отмене моратория на проверки предпринимателей
Именно мораторий на проверки частного бизнеса стал главной причиной отравлений школьников. “Могу констатировать, что за последние 3-4 года таких случаев не было. Но с начала учебного периода массовые отравления произошли в Семее, Костанае. Общее количество людей - свыше 150”, - отметил недавно председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Алиакпар Матишев.
По его словам, пагубную роль здесь сыграли новые правила, по которым организацией питания в школах занимаются индивидуальные предприниматели, а они с начала своей деятельности и в течение трех лет освобождаются от проверок. “Причиной этих массовых отравлений послужило халатное отношение самих предпринимателей к здоровью детей и то, что они элементарно не соблюдали правила санитарной гигиены, допускали к школам, к их столовым людей, которые не имели санитарных книжек, не проходили соответствующую медицинскую аттестацию”, - признал чиновник.
Действительно, один из последних случаев массового отравления 70 школьников в Семее опять показал всю неприглядность “кухни”. После проведенного исследования и взятия у сотрудников столовой анализов выяснилось следующее: “Во втором блюде - тефтели рыбные, пюре и морковный салат - была найдена сальмонелла. Выявлен носитель среди сотрудников пищеблока, это повар. В связи с этим можем сказать, что загрязнение продукции этой инфекцией произошло во время приготовления блюд”, - констатировали в городском управлении по защите прав потребителей.
Однако в сейчас следственные мероприятия еще ведутся. Эпидемиологи написали письмо в прокуратуру и в полицию, а в отношении директора и медицинских работников школы решается вопрос о возбуждении административного дела. Школьная столовая пока закрыта.
О том, что мораторий не должен касаться проверок по соблюдению санитарных норм, говорили многие и неоднократно. Более того, предлагалось, чтобы СЭС почаще и внезапно посещали места общественного питания. Ведь до моратория сотрудники санэпидемслужбы должны были за несколько дней предупредить учреждение о предстоящей проверке. Естественно к их визиту в той же столовой приготовятся: натрут все до блеска, поставят в холодильник все самое свежее и т.д. Во многих учреждениях специалистов СЭС встречали как гостей и провожали обратно, даже не запуская внутрь.
Между тем в ходе проверок в 2013 году по стране непригодными к употреблению признали 713 тонн продуктов, за несоблюдение санитарных норм с учреждений взыскали штрафов на сумму 108 миллионов тенге.
Кроме того, проанализировав организацию питания в образовательных учреждениях республики, специалисты из Казахской академии питания пришли к выводу, что меню во многих школах остается однообразным. В рационе недостаточно мясных блюд, молока, молочнокислых продуктов, яиц, овощей, фруктов, преобладают мучные и крупяные изделия, витаминизация проводится не во всех областях. Среди выявленных нарушений отмечаются и низкая квалификация персонала пищеблоков, неудовлетворительная оснащенность столовых технологическим, холодильным оборудованием, кухонным инвентарем, качественной водой, а также недостаточное число посадочных мест. Некоторые школы не имеют возможности привести детей в столовую, и те носят еду прямо в классы.
Что остается делать в такой ситуации? Брать родителям питание ребенка в свои руки? Собирать ему контейнер и строго-настрого запрещать покупать школьные пирожки и компоты? Представители общественных фондов предлагают родителям занять в этом вопросе более активную позицию и создать специальные родительские комитеты, которые бы проверяли качество школьной еды, а не гадали, из чего сегодня ребенок пил компот и ел суп. Именно папы и мамы в сложившейся ситуации должны принимать меры - сообщать в соответствующие инстанции о правонарушениях.
Если говорить о международном опыте, то в свое время Маргарет Тэтчер в Великобритании передала из государственного попечения систему школьного питания в частные руки. За 10 лет процент ожирения там вырос с 27 до 48 процентов. В Японии около 12 лет назад пошли по такому же пути, но уже буквально через два года вернули все под государственный контроль.
Астана |