|
Ботагоз Омар
Глава холдинга “Байтерек” не исключает, что замедление темпов экономического роста в России, ставшее следствием экономических санкций, которыми обмениваются США, Европа и РФ, может привести к определенному спаду экономической деловой активности Казахстана. По его мнению, в этих условиях будет возрастать роль институтов развития, которые стали одним из инструментов реализации антикризисной политики страны в 2008-2010 годы
В минувшую пятницу главы группы компаний АО “Национальный управляющий холдинг (НУХ) “Байтерек” провели специальную пресс-конференцию для того, чтобы подробно рассказать об итогах своей работы за прошедшие восемь месяцев.
Если в прошлом году чистая прибыль НУХ составила 30 миллиардов тенге, то в первом полугодии нынешнего года по финансовым институтам сильно ударила февральская девальвация. В итоге за первые три месяца этого года чистая прибыль составила 11,8 миллиарда тенге.
Фонд получил под управление права требования по 35 проблемным проектам, общая сумма задолженности по которым составляет 222,5 миллиона долларов США. С вхождением в холдинг сумма возврата инвестиций по проблемным активам, переданным из Банка развития Казахстана (БРК), составила 15,8 миллиарда тенге. К примеру, по “Западно-Казахстанской корпорации строительных материалов” возврат инвестиций составил один миллиард тенге, АО “Eurasiaflor” - 414 миллионов тенге, АО “Астана-Контракт” - 5,9 миллиарда, АО “Казгеокосмос” - 410 миллионов тенге и Silicium Kazakhstan - 8,1 миллиарда тенге.
По словам председателя правления БРК Болата Жамишева, в связи с передачей в Инвестиционный фонд Казахстана ряда неработающих кредитов - это 40 проектов на сумму 210 миллиардов тенге, доля проблемных кредитов в ссудном портфеле БРК, по данным на 1 сентября, уменьшилась до шести процентов вместо 40 процентов на начало 2013 года.
В целом, по состоянию на 30 июня объем активов БРК составил 1,154 триллиона тенге и по сравнению с 31 декабря 2013 года увеличился на 15 процентов. Собственный капитал банка составил 250 миллиардов тенге.
На вопрос “НП”, отразились ли на деятельности институтов развития Казахстана российские события, связанные с санкционной политикой, и не возрос ли поток обращений в БРК от российских предпринимателей в условиях дефицита ликвидности, Болат Жамишев ответил, что пока увеличения потока не было. Сотрудничество с двумя дочерними компаниями российских банков ведется, и основывается оно “не в силу отсутствия ликвидности, а в силу готовности сотрудничать”.
“Замедление темпов экономического роста России, как одного из крупнейших торговых партнеров нашей страны, наверное, приведет к определенному спаду экономической деловой активности внутри нашей страны, и в этом контексте роль институтов развития возрастает, так как мы представляем собой тот механизм, через который правительство может проводить стимулирующую или контрциклическую политику: если будет спад, то экономический рост будет поддерживаться через различные программы”, - пояснил глава НУХ “Байтерек”
Куандык Бишимбаев, напомнив, что в 2008-2010 годы такой опыт с реализацией антикризисных мер уже наблюдался.
В этой связи глава “Байтерека” подчеркнул, что сегодня группой компаний холдинга реализуется программа поддержки малого и среднего бизнеса. “Через БРК в ближайшие несколько недель мы ожидаем получение тенговой ликвидности, уже будут поступать средства на реализацию ГПИИР-2, а по программе “Доступное жилье-2020” рассматривается вопрос об увеличении предоставления бюджетных ассигнований для увеличения объемов строительства в 2015 году”, - продолжил Бишимбаев.
В то же время, по мнению вице-министра национальной экономики Тимура Жаксылыкова, экономические санкции РФ не окажут влияния на казахстанскую экономику. Даже если некоторое влияние и будет оказано по торговым каналам, то, по мнению вице-министра, учитывая проводимую в стране активную работу по улучшению бизнес-климата, “у нас есть все возможности выйти без потерь из этой ситуации”.
Возможности введения ограничений на импорт европейских и американских товаров в страны ЕАЭС представитель экономического ведомства также отрицает. По его мнению, такой возможности нет даже теоретически.
Астана |