Ботагоз Омар
По темпам роста обрабатывающей промышленности Казахстан опередил Южную Корею и Польшу. Тем не менее нам есть куда стремиться. Перед Кабмином поставлена планка - к 2050 году повысить производительность труда в стране в пять раз. И, так как около 40 процентов казахстанского импорта составляет именно продукция машиностроения, именно на эту отрасль следует обратить особое внимание
По словам министра по инвестициям и развитию
Асета Исекешева, озвученным в ходе телемоста, посвященного запуску проектов Программы индустриально-инновационного развития страны, с 2009 года машиностроение выросло на 75 процентов, строительная индустрия - на 47, химическая промышленность - на 28 процентов. Как результат, Казахстан добился высоких темпов роста обрабатывающей промышленности и занял одно из первых мест после Турции, опередив Россию, Южную Корею и Польшу.
Благодаря реализации Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития внутренняя структура обрабатывающей промышленности изменилась. В дополнение к двум сильным секторам металлургии и пищевой промышленности появились два новых: нефтепереработка и машиностроение. Теперь в Казахстане насчитывается четыре сильных сектора, которые за четыре года позволяют сделать обрабатывающую промышленность более устойчивой.
Еще в 2008 году в сфере машиностроения подавляющая часть (60 процентов отрасли) была представлена компаниями в сфере ремонта и услуг. Затем произошел скачок в развитии железнодорожного машиностроения в 20 раз и автопрома - в 11 раз. Это позволило создать несколько сильных секторов, которые заняли большую часть в области машиностроения. В результате сегодня каждый четвертый новый продаваемый автомобиль на территории страны сделан в Казахстане.
В то же время отрасль пока зависит от импортных поставщиков: около 40 процентов импортируемых товаров относится именно к сфере машиностроения. И так как президент Казахстана в начале года поставил задачу к 2050 году увеличить производительность труда в стране в пять раз, делая ставку на высокоэффективные и инновационные предприятия, отрасль будет развиваться в рамках второй пятилетки индустриализации.
Всего в этом году планируют реализовать 16 инвестиционных проектов в сфере машиностроения. Пока же, по данным января - июля 2014 года, индекс физического объема производства продукции машиностроения составил 101,2 процента, объем производства - 442,76 миллиарда тенге. Доля машиностроения в республиканском объеме промышленной продукции составила 4,1 процента.
Летом текущего года подписаны меморандумы о сотрудничестве с IvescoS.p.A., ТОО “AllurGroup” в области производства автобусов и коммерческих авто. Также подписано соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС с ТОО “СемАз”, ТОО “Камаз Инжиниринг”, ТОО “СарыаркаАвтоПром”, АО “Iveco Казахстан”.
По официальной статистике, структура машиностроения Казахстана в основном представлена такими сегментами, как электроника, электрооборудование, машины и оборудование.
В прошлом году провели отраслевые исследования, направленные на определение перспективных к производству в Казахстане товарных групп исходя из рыночного потенциала. Также провели анализ ресурсного потенциала. В итоге определили 30 перспективных товарных групп секторов электротехнического машиностроения, производства автокомпонентов, машиностроения для ГМК, железнодорожного, сельскохозяйственного и нефтегазового машиностроения.
Не исключено, что вслед за ГПФИИР (на 2010-2014 годы), итоги которой будут подведены в конце текущего года, ГФИИР на 2015-2019 годы также послужит основой для производства новых товаров, ранее не выпускаемых в Казахстане.
Астана |