|
Алла Иванилова
Суициды и смертность от дорожно-транспортных происшествий - главные причины смертности среди подростков и молодежи. Почему дети умирают на дорогах и накладывают на себя руки, попытались недавно выяснить депутаты и представители госорганов
Казахстан на протяжении последних лет значится в лидерах “смертельных” рейтингов. И главная “социальная болезнь” - суициды среди молодежи. По этому показателю, по данным ЮНИСЕФ и ВОЗ, Казахстан в 2012-2013 годах занимал 2-е место. И возглавляет печальный рейтинг по уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек 10-14 лет. Также наша страна, как и Турция, лидирует по количеству суицидов среди 15-19-летних подростков.
Казахстанские психиатры вместе с детским фондом ЮНИСЕФ на протяжении двух лет проводили исследования по выявлению причин суицида среди детей и подростков. Выяснилось, что молодые люди накладывают на себя руки прежде всего из-за семейных и школьных проблем. Итальянские специалисты, которые участвовали в исследовании, выявили такую тенденцию: в день каждый казахстанский родитель в среднем уделяет детям всего 20 минут.
В целом, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры, за 8 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 628 самоубийств среди молодых людей в возрасте 9-29 лет. Самые “суицидальные” области - Восточно-Казахстанская, Костанайская, Карагандинская и Акмолинская. Причем большинство самоубийств происходит в сельской местности. Многие из них спонтанные и непродуманные и по большей части демонстративные. Таким образом дети пытаются обратить на себя внимание.
В апреле 2012 года был принят межведомственный план действий по предупреждению суицидов на 2012-2014 годы. В регионах страны сегодня действуют 187 межведомственных мобильных групп. Однако, по словам вице-министра образования и науки Есенгазы Имангалиева, “в некоторых регионах мобильные группы носят формальный характер”.
Чтобы бороться с суицидами в подростковой среде, чиновники намерены не только увеличить количественный штат и качественный уровень психологов, но и воспитывать родителей. Более того, на заседании Комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента чиновники предложили законодательно закрепить ответственность родителей за доведение ребенка до суицида. Помимо этого государственные мужи считают необходимым развивать дворовые клубы, чтобы занять детей во внеучебное время. Различные мероприятия предусмотрены в утвержденной “Дорожной карте по превенции суицидов и продвижения психического здоровья на 2014-2018 годы”.
Но самой эффективной мерой, по словам чиновника, должно стать пристальное внимание к этой проблеме, которое сводится не только к написанию различных программ. “Раньше каждый факт суицида был чрезвычайным происшествием, когда созывали родителей, все село собиралось и обсуждало, почему это произошло. Наверное, это нужно возрождать”, - считает председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры Сауле Айтпаева.
Но суициды не единственный предмет, по которому республика лидирует в подобных рейтингах. Так, республика входит в список стран с высокой смертностью в дорожно-транспортных происшествиях. За 8 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 12 630 ДТП, в которых погибли и ранены 17 690 человек. Среди городов лидирует Алматы, где произошло 3555 дорожных аварий, повлекших гибель или ранение людей. В целом ежегодно в Казахстане в авариях погибают около 30 тысяч человек. Это сопоставимо с потерями во время военных конфликтов. Усугубляет ситуацию и количество детей, которые гибнут в дорожных авариях. По словам председателя Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Игоря Лепехи, в 2014 году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 142 несовершеннолетних, 2613 детей получили различные ранения. В том, что гибнут дети, есть их вина. “Это в первую очередь переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданное появление из-за транспортных средств и других объектов, а также игра на проезжей части”, - констатировал представитель МВД на прошедшем в минувший вторник заседании Комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента. Однако большинство ДТП с участием детей происходит по вине водителей и только лишь каждое пятое происшествие - по вине юных пешеходов. Более того, в числе жертв ДТП в последнее время стало больше велосипедистов: за 8 месяцев текущего года - 150 пострадавших, в 2013 году -113.
Причин, по которым в стране происходят дорожные аварии, по мнению главы Комитета админполиции, всего две. Первая - крайне низкая дорожная дисциплина всех участников дорожного движения и вторая - увеличение автотранспорта. Так, в стране за шесть лет автопарк вырос почти в 1,5 раза: в 2007 году насчитывалось 2,5 миллиона единиц автотранспорта, в 2013 году - уже 4 миллиона 100 тысяч. При этом дороги остались те же.
Однако, говоря о дорожной безопасности, председатель Комитета административной полиции отметил, что за 8 месяцев текущего года удалось снизить общее количества ДТП на 3,6 процента. “Почти на 14 процентов идет снижение погибших, это практически 252 человека. И снижение раненых - на 5,5 процента”, - констатировал Игорь Лепеха. Кроме того, такие большие цифры, по его словам, связаны с изменившимся учетом дорожно-транспортных происшествий. Если раньше погибшим считался человек, умерший через 7 дней после совершения ДТП, то теперь срок “ожидания” увеличен до 30 суток. Также пострадавшим сегодня считается даже тот, кто обратился за медицинской помощью с незначительной травмой. “Если ему прижгли палец йодом на месте и отпустили, считается раненым”, - пояснил представитель МВД. Но даже на фоне более жестких критериев на сегодняшний день, по словам Игоря Лепехи, можно говорить о стабилизации ситуации на дорогах. “Наверное, за последние полтора года я могу себе позволить об этом сказать. В том числе уже намечается тенденция снижения погибших в ДТП несовершеннолетних практически на 10 процентов”, - резюмировал он.
Астана |