|
Ольга Шишанова
Не первый год культура находится на задворках. Остаточное финансирование, кадровая текучка из-за слишком маленькой зарплаты практически во всех культурных учреждениях не позволяют всерьез говорить и думать о высоком. Для того, чтобы в корне изменить ситуацию, нынешний министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы предложил опереться на разработку долгосрочной Концепции культурной политики, нацеленной на “формирование конкурентоспособной культурной ментальности и развитие современных культурных кластеров”
Иначе говоря, по его мнению, в первую очередь необходимо сформировать национальный совет по литературе и искусству, а уже потом приступать к решению назревших проблем. Ведь сегодня министерство не может позволить себе исполнительную функцию в отношении учреждений культуры, и потому, по словам главы ведомства, все действия МКС РК несут лишь рекомендательный характер. А проблем действительно накопилось немало.
Взять хотя бы театральную жизнь Казахстана. Разнобой в утверждении и принятии театральных репертуаров, неровный кадровый состав и проблемы с гастрольными турами, точнее, зачастую отсутствие таковых годами - все это не способствует тому, чтобы театральная жизнь Казахстана развивалась и воспитывала своего зрителя, не говоря уже о том, чтобы составить достойную конкуренцию зарубежным коллегам.
И пусть за годы независимости было открыто 18 театров, для трех отстроены новые здания, проблема “режиссеров и драматургов” только обострилась. И усиливают ее финансовые страсти, ведь для того, чтобы поставить хороший спектакль, как правило, необходимо не менее трех-четырех миллионов тенге, в то время как, согласно статистике, в прошлом году на постановки спектаклей в среднем выделялось от 200 тысяч тенге до двух миллионов в лучшем случае. В то время как на детские постановки ограничения были и вовсе до 150 тысяч тенге. Причем деньги в основном были даны областным театрам, до периферии, как правило, они просто не доходили и не доходят.
Для примера можно привести разницу с российскими театрами, где постановки обходятся в 10 раз дороже. И ничего - деньги находятся. Можно возразить, что театры должны бы зарабатывать сами, быть на самоокупаемости, однако с таким мнением не все согласны, в том числе и депутаты мажилиса парламента РК. Да и потом, во всех развитых странах всегда существовали меценаты, существовали благотворительные фонды. Правда, прежде чем в Казахстане вводить нечто подобное, неплохо было бы сначала разработать этот самый закон о меценатстве, “только тогда можно будет говорить о чем-то более серьезном”, считает министр культуры и спорта. А пока поддержка театров носит эпизодический характер, завися от “доброй” воли акиматов. Так, Кокшетауский драматический театр за последние 17 лет ни разу не выезжал в Астану, а драмтеатр имени Чехова из Павлодара за предыдущие 15 лет не мог участвовать в гастрольных турах ввиду банального отсутствия денег.
Кроме проблем насущных, в театрах есть проблемы и морального характера, а именно - отсутствие всяческих званий и государственных наград. А ведь для артистов, как и для режиссеров, признание их заслуг является не менее важным, чем приобретение костюмов для спектакля или участие в разработке нового сценического проекта. Вот только почему-то у нас об этом предпочитают умалчивать.
Не меньше проблем и в музейной отрасли, работа которой по всему Казахстану опирается на инструкцию 30-летней давности. Отсюда ужасающие условия фондов музейного хранения, отсутствие реставраторов, один из самых низких показателей оплаты труда по республике музейных сотрудников и, как следствие, разрушение памятников и произведений, представляющих музейную и историко-культурную ценность. Отсутствие научно-исследовательской деятельности в угоду выставочной, отсутствие всякой просветительской работы среди населения, хотя в республике 237 только государственных музеев и девять музеев-заповедников, к слову, находящихся не в лучшем состоянии, - все это показатель того, что закон о культуре - один из самых абстрактных.
На этом фоне нелепо выглядят высказывания некоторых депутатов парламента о возврате национальных памятников культурного и художественного значения на родину. Кстати, министр культуры Мухамедиулы, напротив, “заинтересован, чтобы казахстанские артефакты больше находились в зарубежных музеях, их там увидят миллионы и о нас узнают как можно больше”. Наверное, пока это действительно наилучший выход, особенно, учитывая, что расходы республиканского бюджета на культуру в Казахстане составляют всего 0,2 процента ВВП.
Астана |