|
Юлиана Жихорь
Поделили по-свойски
Депутаты мажилиса в экстренном порядке рассмотрели и одобрили поправки в законы о правительстве и о разграничении полномочий между уровнями государственного управления. Документы предусматривают распределение компетенции между правительством, министерствами и региональными властями. Вопросов у депутатов было много, сомнений - не меньше
В новом формате Кабмин работает уже больше месяца, а новый формат работы до сих пор так и не выработан. Точнее, законодательно не урегулирован. Сделать это необходимо депутатам, которым лично президент поручил в срочном порядке рассмотреть соответствующие законопроекты. Чем депутаты и занялись в первые две недели нового парламентского года.
На обсуждение срочных документов мажилису потребовалась неделя.
Законы уточняют компетенцию Кабмина в части разработки основных направлений социально-экономической политики государства, обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка. Министерствам же и ведомствам, не входящим в состав правительства, даются полномочия по выполнению стратегических, регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, реализации стратегических планов и программ. В том числе и в части разработки и утверждения нормативных правовых актов по реализации государственной политики в соответствующей отрасли (сфере): правила, инструкции, регламенты, квалификационные требования и другие. Что касается разграничения полномочий между уровнями государственного управления, то от правительства центральным исполнительным органам предлагается передать 1598 функций из 2442. Местным исполнительным органам предлагается передать 261 функцию центральных исполнительных органов. В числе прочего - функции по лицензированию, аттестации и контролю в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а также по контролю в сфере управления земельными ресурсами.
“С одной стороны, это хорошо, - прокомментировал передачу функций на места мажилисмен Виктор Рогалев. - А с другой стороны, вызывает вопросы: позволит ли это качественно и эффективно работать центральным и местным исполнительным органам и не станет ли это формальным перекладыванием функций между госорганами друг на друга?”
А народный коммунист Владислав Косарев заявил: “Мы хотим, чтобы государственные органы были эффективными и уважаемыми людьми”. Он считает, что “исполнение законодательных норм должно контролировать государство. На всех направлениях - и на гражданских правах, и на государственных финансах”. “Нам важно, чтобы сегодня доверие страны к государственным органам день ото дня поднималось, повышалось. Только тогда наша страна будет сильной, конкурентоспособной. Только тогда люди будут знать, что государственные органы работают для них”.
Министр национальной экономики Ерболат Досаев заверил, что все будет для народа: “Вы знаете, и депутатские запросы, и критика звучала, потому что в среднем решения принимаются до шести месяцев, то есть от начала инициирования до принятия. Сегодня нормативно-правовой акт, про который мы не говорим по уровням деления, как приказ министра, который будет зарегистрирован в министерстве, это и есть основной документ, в принципе, для той отрасли, что мы курируем каждый по своему направлению, поэтому вопрос оперативности принятия решений, он, я думаю, гораздо ускорится. А вопрос качества принимаемых нормативно-правовых актов - для этого мы проводим регистрацию в Министерстве юстиции”.
Что касается ответственности, то, по словам Досаева, “акценты переносятся с уровня правительства для каждого руководителя государственного органа. То же самое связано с местными исполнительными органами... То есть, я думаю, что по принципу инспектората, по которому мы предлагаем работать в комитетах, он позволит гораздо оперативнее двигаться и вмешиваться, если необходимо, если та или иная политика реализуется некачественно на местном уровне”.
Астана |