Ботагоз Омар
Следующим летом в Астане планируют ввести систему электронной системы оплаты проезда. Но, как показывает опыт южной столицы, несмотря на явные преимущества и намерение властей таким образом бороться с теневой экономикой, это нередко приводит к появлению армии казахстанцев, которые предпочитают ездить “зайцем”
В недавнем материале (“Криминальные автобусы”, от 29 августа 2014 года) мы уже писали о том, что в Астане, по официальным данным столичного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог (УПТАД), “невыдача билетов встречается практически на всех маршрутах городского общественного транспорта”. В результате кондукторы зачастую кладут деньги в свой карман, а перевозчики, подсчитывая убытки, просят повысить тариф в общественном транспорте.
Но у этой темы есть и вторая сторона медали. Для этого достаточно обратить внимание на опыт Алматы, где систему электронного обилечивания уже внедрили на некоторых маршрутах. Ежедневно в южной столице службой линейного контроля выявляется от семисот до полутора тысяч безбилетников. Для этого приходится держать в штате более 60 контролеров, которые проверяют пассажиров 450 автобусов, 215 троллейбусов и 20 трамваев. Им удается вернуть в кассу примерно 80 тысяч тенге в день (на каждого проверяющего приходится не менее 15 нарушителей).
Однако учитывая, что ежедневно на улицы Алматы выходят 2200 различных автобусов, которые перевозят более 850 тысяч человек в сутки, то доля безбилетников составляет не более 0,2 процента. По сравнению с нынешними масштабами необилечивания в Астане эффект от внедрения электронной системы налицо.
И так как система диспетчеризации общественного транспорта и электронной системы оплаты проезда в Астане появится не раньше лета 2015 года, пока в УПТАД решили инициировать акцию, по которой пассажиры, которым не выдали билеты, могут не оплачивать за проезд. “В ближайшее время стикеры об этой акции будут расклеены во всех автобусах”, - говорилось в официальном сообщении управления, но пока на сегодняшний день такие стикеры в столичных автобусах отсутствуют.
Еще один вариант борьбы с “тенью” в системе транспорта Астаны - внедрение электронной системы оплаты проезда в так называемом проекте BRТ. Его строительство началось на прошлой неделе, о чем оповестила пресс-служба аппарата акима столицы.
Проект скоростной системы автобусного транспорта Bus Rapid Transit (BRT) пришел на смену проекту “Легкорельсовый транспорт” (ЛРТ), который в ноябре прошлого года отменили на основании протокольного поручения президента РК.
Планируют, что схема BRТ соединит международный аэропорт Астаны, ЭКСПО-городок, комплекс “Абу-Даби Плаза” и новый железнодорожный вокзал. Она будет представлять собой отдельно выделенную трассу с бетонным покрытием, станции закрытого типа, оснащенные комплексом жизнеобеспечения, системами безопасности доступа, электронной системой оплаты, эскалаторами и лифтами, а также депо и сам подвижной состав.
Выделенные полосы движения автобусов BRТ, отделенные от проезжей части, будут оборудованы закрытыми пассажирскими станциями с платформами на одном уровне и подземными переходами. В зависимости от назначения будут использоваться автобусы сверхбольшой провозной способности с заданным интервалом движения. Покупка и контроль проездных билетов будут осуществляться по принципу метро. В рамках первой очереди линии BRТ протяженностью 22,4 километра планируют построить 18 станций.
Астана |