Ботагоз Омар
Объединенная транспортно-логистическая компания, процесс создания которой обещали завершить к середине текущего года, готова к выходу на стартовую прямую. Правда, в процессе переговоров особенности сотрудничества между железнодорожными перевозчиками России, Казахстана и Беларуси претерпели существенные изменения: вместо заявленных 33 процентов доли участия каждой страны в ОТЛК и равного распределения прибыли между всеми участниками на выходе оказалось, что доля ОАО “РЖД” составила 99,8 процента, а АО “НК “КТЖ” и ГО “БЖД” разделят 0,2 процента в этом крупнейшем проекте
Итак, в минувшую пятницу на официальном сайте российского правительства появилась информация о том, что председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании ОТЛК в форме открытого акционерного общества на базе ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) совместно с АО “Национальная компания “Қазақстан Темiр Жолы” (КТЖ) и ГО “Белорусские железные дороги” (БЖД).
После длительных переговоров приняли решение о том, что на первом этапе ОАО “РЖД” внесет в уставный капитал ОАО “ОТЛК” имущественный взнос - 50 процентов плюс две акции ОАО “ТрансКонтейнер” и 100 процентов минус одна акция ОАО “РЖД Логистика”, что составит 99,8 процента уставного капитала ОАО “ОТЛК”. Другие акционеры ОАО “ОТЛК” - КТЖ и БЖД - вносят денежные взносы в размере одного миллиона долларов США каждый соответственно, с долей каждой компании в уставном капитале в размере 0,1 процента.
На втором этапе в течение двух лет с даты создания ОАО “ОТЛК” доли КТЖ и БЖД могут быть увеличены путем дополнительной эмиссии акций.
КТЖ вносит имущественный взнос в размере 50 процентов акций компании Logistic System Management BV (Нидерланды), которой принадлежит (прямо и косвенно) полный пакет акций АО “Кедентранссервис” и АО “Казтранссервис”, а также фитинговые платформы и терминалы, расположенные на пограничных с Китаем станциях Достык, Алтынколь.
Имущественный взнос БЖД составляют терминалы на границе с Европейским союзом, расположенные на станции Брест-Северный, и другие железнодорожные активы.
Напомним, что год назад председатель Комитета транспорта и путей сообщения Минтранскома (сейчас ведомство преобразовано) Нурдаулет Килыбай предполагал, что ОТЛК будет действовать на паритетной основе, каждой стране будет принадлежать 33 процента. Как говорил в ходе железнодорожного форума глава РЖД Владимир Якунин, ОТЛК создают не только в интересах самих компаний, но и в интересах развития экономики и социальной сферы всех государств “тройки”. По его словам, в концепции ОТЛК заложен принцип равноправия, а потому и прибыль между всеми странами-участницами будет делиться поровну.
Концепцию создания ОТЛК поддержали на заседании глав правительств “тройки” летом 2012 года в Санкт-Петербурге. Предполагают, что проект позволит не только увеличить доходную базу национальных железнодорожных перевозчиков, но и стать частью проекта “Новый шелковый путь”, призванного возродить историческую роль Казахстана в качестве крупнейшего делового транзитного хаба Центрально-Азиатского региона.
По информации генерального директора ОАО “Институт экономики и развития транспорта” Федора Пехтерева, по самым скромным оценкам, товарооборот стран Азии и Европы будет расти в среднем на 2-3 процента в год. “Таким образом, всего лишь через семь лет, к 2020 году, товарооборот оценивается в 240 миллионов тонн - в физическом, в 1,8 триллиона долларов США - в денежном выражении”, - считает эксперт.
Кроме использования уже имеющихся транзитных коридоров, создание ОТЛК удобно тем, что объединение перевозчиков трех стран позволяет представить грузоотправителям максимально удобные условия.
Астана |