ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Взгляд Сергея Козлова События

Во фразе “снять репортаж” всегда есть что-то противоречивое

Беслан, честь и политика

alt
Десять лет тому назад был Беслан. О нем как-то стали забывать, а кто-то и вовсе забыл. За эти десять лет всякое произошло, потому и забыть успели. Мир изменился. Звучит предельно банально, но что поделаешь, когда он действительно изменился. Изменились и мир, и война.
Десять лет тому назад такое словосочетание, как “информационная война”, воспринималось нами почти абстрактно. Ну ведется она где-то и против кого-то, нам-то что? Врагов вроде нет. Репутация тогда у Казахстана была “на международной арене” несколько иной, страна еще не заключила договор о вступлении в Евразийский союз, и поэтому особых поводов у западных СМИ гнобить нас еще не было.
Это сегодня сгодится любой повод, а тогда таким “любым” стал Беслан. Но пока не для нас, а для войны с соседней Россией.
В Беслане и вокруг него развернулась не только страшная трагедия с заложниками в средней школе, но и информационная схватка, в которой, не считаясь ни с какими моральными “издержками”, одни стремились во что бы то ни стало обвинить местные бесланские власти и Москву чуть ли не в намеренном сокрытии информации, а другие пытались обороняться и объяснить, что поступить иначе не могли, и вообще, в такой панике и суматохе было не до гласности и открытости - детей надо было спасать.
Спустя несколько месяцев, весной следующего 2005 года, в Алматы проходил очередной Евразийский медиафорум. И на нем развернулась вторая часть этой информационной схватки, в которой сошлись и мы, казахстанские журналисты, и москвичи, и, конечно же, наши западные коллеги.
Нам было обидно за хорошую нашу знакомую Маргариту Симоньян, которая в то время работала на телеканале ВГТРК и прямыми своим репортажами из Беслана - иной раз под пулями! - стремилась рассказать все, что могла увидеть и услышать. Честно, не считаясь с опасностью. Информация к ней поступала противоречивая, проверить ее Маргарита не могла, поэтому выдавала буквально все версии и слухи, которые слышала. Давала “с колес” интервью с местными жителями и бойцами, готовыми к штурму, что называется, без ретуши. В общем, работала на совесть, рискуя и честно выполняя свой профессиональный долг. Маргарита и ее группа были первыми журналистами, которые прибыли тогда в Беслан. Следом нахлынули уже все, кто мог. В том числе и корреспондент Би-би-си Джонатан Чарльз, который впоследствии соврал, что якобы примчался самым первым. Но соврал он далеко не только об этом.
А, например, о том, что “российское телевидение использовало одну лишь официальную информацию, не доверяя мнениям местных жителей”, о том, что “власти намеренно принижали число заложников, объясняя это нежеланием вызвать панику”, о том, что “российские журналисты тоже давали в эфир заниженные цифры, хотя знали, что это было неправдой”, и т.п. Но все это было полной чушью, и зрители видели, как работают Маргарита Симоньян и ее коллеги с НТВ, “Первого канала”, “Рен ТВ” и других каналов. И картинка на экране была настолько полной, насколько ее могли наполнить журналисты. И информации они никакой не скрывали.
Весной 2005-го мы в Алматы пытались доказать Джонатану Чарльзу, что так судить, как он, нельзя. Пытались показывать ему репортажи Симоньян. Но мы тогда не понимали, что Чарльзу это все “до лампочки” и объективность его совершенно не интересует. Надо во что бы то ни стало обвинить власти и российских коллег. Это было совершенно очевидно. Но нас тогда это еще удивляло.
Через два месяца, 7 июля, в Лондоне грянул теракт в метро и в автобусах. Погибло более 50 человек. И как же себя вел смелый и принципиальный Джонатан Чарльз? Корреспондентов не то что не подпускали к объектам, подвергшимся атаке, но и к полисменам, у которых коллеги пытались взять интервью. Полиция запретила вообще кому бы то ни было на камеру говорить о терактах - что свидетелям, что раненым. Число жертв уточнили только два дня спустя.
Автор этих строк оказался в те дни в Лондоне и отыскал Джонатана Чарльза. Я спросил его:
- Послушай, а как бы ты объяснил сегодня действия своей полиции и своих коллег из Би-би-си? Прошло ведь уже почти два дня, а они все врут и пересказывают небылицы, которые им спускают из Скотланд-ярда.
- Да, но ведь это же такой теракт! Здесь сложно что-либо говорить пока. И потом - необходимо уберечься от паники...
- А как же ты обвинял Маргариту Симоньян в том, что она якобы передавала только официоз, якобы врала, хотя это было не так? И ты сам все это видел! А теперь сам похож на полисмена.
- Нет... Ты не прав. Я хочу сказать, что сейчас ведется расследование, и пока оно идет...
В общем, расстались мы не лучшим образом. Каюсь, хотелось на нем “потоптаться”, причем лично, глаза в глаза. Но удовлетворения его растерянность не принесла.
Сегодня вспоминается все это не без иронии. Какими же мы тогда были наивными! Рядом льется кровь, и тут же - потоки лжи. Захвачены в Беслане школьники и учителя, но нужно не помогать тем, кто пытается их освободить, а во что бы то ни стало вытащить или придумать какую-нибудь “деталь”, которая и без того усугубит общий мрачный фон происходящего, внесет тяжесть и недоумение, натравит одних на других.
А вот в Лондоне врать никому нельзя. И паники устраивать - тоже. И непроверенную информацию выдавать - ни-ни. Это все дурной тон, непрофессионализм и аморально.
Сегодня, когда все эти Би-би-си, Си-эн-эн, Си-би-эс и прочие информационные монстры по промыванию пустых голов бессовестно врут про “сбитый сепаратистами малайзийский “Боинг”, никто уже этой вселенской лжи не удивляется. И даже тому, что в любой трагедии у жертв есть родственники, которые взывают к честности и чести, к справедливости и объективности. Ну что с того, что взывают? Они всегда взывают. Они ведь не понимают, что есть такая вещь, как информационная политика. А у любой политики свои законы. С понятиями чести совершенно не сопрягающиеся.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение