|
Алан байтенов
С 2015 года казахстанцев избавят от техосмотра на некоторые автомобили. Очень может быть, что и от доверенности на вождение автомобиля тоже. По крайней мере, должны, так как об этом сообщил глава государства. Все это станет дополнительной мерой в борьбе за сокращение документооборота. А также в деле искоренения коррупции. Обозначен даже срок, после которого наступит облегчение - начало 2015 года
Выступая на открытии парламентской сессии, глава государства поставил четкие задачи перед депутатами и правительством. Сейчас не будем останавливаться на конкретных пунктах программы, так как материал, посвященный новому курсу “Свет в окнах возможностей”, вышел в прошлом номере нашего издания. Но некоторые настоятельные рекомендации все же приведем.
Конкурентная
среда
Первое - отказ от прохождения процедуры технического осмотра для автомобилей младше семи лет. Уточним - речь идет только о некоммерческом транспорте. С коммерческим пока все по-прежнему. Так вот, выступая с главной трибуны, глава государства отметил: “Начиная с 2015 года отменить техосмотр личного автотранспорта, не используемого в коммерческих целях, со сроком эксплуатации до семи лет”. По мнению главы государства, нет необходимости проверять “новые машины”, которые используются в личных целях. По информации из открытых источников, таких автомобилей в Казахстане около 13 процентов от всего парка легкового транспорта. То есть три процента авто, возраст которых не превышает трех лет, и десять процентов авто, возраст которых выше трех, но не более семи лет. Всего, учитывая общее количество легкового некоммерческого транспорта в 3,5 миллиона единиц (данные Министерства внутренних дел РК по состоянию на конец 2013 года), в цифрах это около 470 тысяч автомобилей. Тем самым фактически около полумиллиона наших сограждан будут освобождены от этой повинности. Вполне возможно, это станет первым шагом к тому, чтобы полностью отказаться от отнимающей время и деньги номинальной процедуры.
В то же время отказаться от денег, которые приносит техосмотр, будет сложно. Если посчитать приблизительно - на техосмотре могут потерять около 1,2 миллиарда тенге. Так получается, если учесть, что автомобилей, возраст которых от трех до семи лет, в Казахстане примерно 10 процентов, а с каждой машины берут около 3,5 тысячи тенге за талон. И, как правило, подобный “доильный аппарат” принадлежит не самым последним людям. Следовательно, инициатива отмены техосмотра для семилетних может натолкнуться на серьезное сопротивление.
К примеру, противники такого метода облегчения жизни могут обратить внимание на вопросы безопасности: мол, у нас другие условия эксплуатации машин, и они, как правило, на наших дорогах и с нашими ГСМ изнашиваются гораздо быстрее. Но как же такой момент - сегодня, если называть вещи своими именами, технический осмотр можно пройти неофициально.
И так его проходят автомобили не только с возрастом не выше семи лет, но и гораздо старше - 10- и 15-летние. В том числе и из-за этого постоянно растет статистика ДТП в республике, а экологи все время сообщают о критической степени загрязненности воздушных бассейнов крупных городов Казахстана. Однако это тема для отдельного разговора, и сейчас мы касаться ее не будем.
Доверительное
отношение
Еще одно предложение - отмена доверенности на управление автомобилем. Глава государства упомянул и эту возможность. Это также направлено на упрощение жизни рядового казахстанца - наконец государство обратило внимание на совершенно лишние бумажки и сейчас старается отсечь все аппендиксы. Тем более что процедура выписывания доверенности на управление автомобилем - откровенно устаревший юридический механизм. Мы помним, что это также и одна из горячо обсуждаемых тем в обществе.
Например, до сих пор идут разговоры - надо или не надо заверять ее нотариально и есть ли необходимость ставить печать в УДП, то есть регистрировать документ. С одной стороны, представители органов внутренних дел выступают за подобную операцию. Мол, это позволяет вести дополнительный контроль над преступностью. Сейчас объясним - ты приехал в УДП с документом, там обязательно проверили автомобиль по спискам угнанных, а водителя - по спискам личностей, находящихся в розыске. Мол, это и есть дополнительный фильтр. Может быть, это и верно, но вот только в нашем случае часть обязанностей правоохранительных органов почему-то перекладывается на гражданина. То есть он сам должен прийти к полицейским и тем самым оказать помощь в борьбе с преступностью. Да еще и за свой счет - ведь многие стараются ускорить процесс. Хотя эта услуга, по идее, должна предоставляться абсолютно бесплатно. Но ждать у нас не привыкли. Тем более, что независимые эксперты не раз говорили о том, что в полиции могут специально затягивать сроки и пользоваться юридической неграмотностью соотечественников, вынуждая давать взятки. В общем, учитывая опыт развитых стран - США и Европы, также можно смело отказаться и от этого документа. Это не только облегчит жизнь рядовому казахстанцу, но и избавит от еще одного повода для возникновения мздоимства. К тому же оправдает то самое новейшее техническое оснащение наших полицейских - ведь не раз сообщалось, что они могут на месте выяснить историю машины, владельца и водителя. И в случае чего принять жесткие меры.
Правда, если все же доверенности на вождение отменят, то от этого может пострадать один из самых популярных в последнее время сервисов портала электронного правительства - “доверенность на вождение онлайн”. Кстати, его раскрутка стоила денег. Тем более это также и один из дополнительных стимулов получения электронно-цифровой подписи... Впрочем, популяризировать ЭЦП необходимо по-другому. К тому же, наверное, легко выбрать между порталом электронного правительства, который спокойно переживет отказ всего лишь от одного сервиса, и облегчением жизни каждому из нас, а также общему снижению уровня коррупции и объемов черного нала.
В то же время может возникнуть вопрос: а как же контроль? К примеру, есть такое предположение - отсутствие доверенности на автомобиль позволит преступникам ускользать от полицейских безнаказанно. Мол, потенциальный угонщик предъявит техпаспорт, который он украл вместе с машиной, и будет доказывать, что хозяин вручил ключи от машины добровольно. Потом, конечно, выяснят и объявят розыск, но за это время угонщик уже успеет реализовать авто по частям. Или машине будет нанесен непоправимый ущерб, если вдруг кто возьмет “просто покататься”. Но ведь подобное может случиться и сейчас. Кстати, за отсутствие доверенности и даже документов у нас всего лишь штраф. Правда, это может стать причиной разбирательства, в процессе которого выяснится, что машина находится в угоне. К тому же, передавая транспорт третьему лицу, владелец, как правило, должен будет вписать имя, кому доверяет, в страховой полис. Иначе юридически это отсутствие страхового полиса. Что также нарушение, которое может стать причиной разбирательства. Да, конечно, можно сделать полис самостоятельно, но при оформлении полиса у тебя возьмут все данные - копии прав, удостоверения личности и технического паспорта. То есть придется засветиться по полной программе. Конечно, можно воспользоваться и липой. Отчего с введением такой нормы стоит усилить контроль над страховыми агентами и над распространением бланков полисов. В то же время от всего защититься сложно. Но ведь отказ от доверенности на вождение - прогрессивное решение и отказ от дублирующих документов. В конце концов, это задача правоохранительных органов - обеспечивать безопасность граждан и сохранность их имущества.
В общем, сейчас эти две инициативы пока в статусе настоятельных рекомендаций и планов. Решение их судьбы и проработка методов воплощения в жизнь также за депутатами и правительством. |