Ботагоз Омар
На публичном обсуждении проекта нового Налогового кодекса премьер-министр страны Карим Масимов поручил ввести новые правила игры, чтобы устранить сложившуюся “неразбериху” на рынке недвижимости и в сфере земельных отношений. Однако эксперты считают, что некоторые положения проекта главного фискального документа страны снова вызовут массу вопросов, а причиной тому стали корыстные интересы чиновников
В июне бизнес-элита страны была приглашена на долгожданную презентацию текста нового Налогового кодекса. Однако правительство не стало сразу вводить ту в курс “новых налоговых ставок”, сохраняя интригу события. Как отметил тогда глава Кабмина Карим Масимов, целью такой таинственности стало обсуждение ключевых позиций данного стратегического документа.
Ставки были оглашены только через месяц. Тогда премьер дал поручение всем профильным министерствам и ведомствам внести свои предложения относительно положений данного документа до конца текущего года. “От этой неразберихи в земле, недвижимости у нас все и проблемы. И потом гоняются правоохранительные органы за всеми, а четких правил игры у нас нет. Это ключевой вопрос дальнейшего развития”.
Время для внесения предложений от ключевых министерств еще не истекло, но законопроект уже внесен в главный законодательный орган страны, учитывая, что он еще должен пройти обкатку в парламенте, на что потребуется немало времени (если этот документ не придется, согласно уже традиционной практике, принимать в ускоренном порядке).
Отечественные оценщики считают, что правительство за последние полтора-два года четко выстраивает налоговую политику. Начав с легализации имущества и денежных средств, результаты которой превзошли все ожидания, Кабмин вынес на суд парламентариев и общественности текст нового Налогового кодекса, после которого не за горами введение всеобщего декларирования доходов.
Заместитель председателя совета Казахстанской ассоциации оценщиков (КАО) Александр Калинин считает целесообразным объединение земельного налога и налога на имущество в единый налог на недвижимость. Ведь это мировая практика.
Однако в нашей стране переход к новой системе пока невозможен в связи с отсутствием единого кадастра. “Дело в том, что расчеты проводят разные организации - Агентство земельных ресурсов через ГосНПЦзем (земельные участки) и Министерство юстиции через РГП “Центр по недвижимости” (строения), - комментирует Александр Калинин. - Следует учитывать финансовый интерес указанных организаций за проведение оценки. К примеру, только в городе Алматы более 320 тысяч объектов недвижимости. Минимально за оценку одного Минюст берет 10 долларов США. Правительство неоднократно заявляло, что оценка в целях налогообложения с начала текущего года передается в рынок, то есть независимым оценочным компаниям”. Однако, по мнению эксперта, внедрять этот механизм на деле никто не спешит.
Еще одно новшество законопроекта заключается во внедрении “эффективного механизма оценочной стоимости недвижимости, или в разработке четкого механизма оценки недвижимости для налоговых целей”. Соответствующее поручение было дано премьером в Астане в ходе упомянутой встречи с представителями общественности.
Александр Калинин пояснил, что в настоящее время в целях налогообложения используется оценочная стоимость, которая складывается из нормативно-расчетной стоимости для физических лиц и инвентаризационной - для юридических.
Эти расчеты проводятся по утвержденной базовой ставке стоимости одного квадратного метра строений (для Алматы и Астаны по 30 000 тенге) с учетом корректирующих коэффициентов - зонирования, износа и этажности. При определении суммы налоговых выплат за земельные участки берется базовая ставка платы за один квадратный метр земли. Для Астаны она равна 1180 тенге за квадрат, для Алматы - 4800 тенге.
“Не секрет, что оценочная стоимость может кратно отличаться от рыночной, даже с учетом падения цен на рынке недвижимости, - говорит эксперт. - В прошлом году завершился переход акционерных обществ на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), которые предполагают расчет имущества, в том числе объектов недвижимости, по так называемой “справедливой стоимости”. Последняя незначительно отличается от рыночной. Однако в проекте нового Налогового кодекса обозначена ставка налогообложения, но ничего не говорится о правилах и методике расчетов имущества в целях налогообложения”.
Как говорит представитель КАО, ситуация вокруг обсуждения главного фискального документа страны напоминает принятие Земельного кодекса, когда рынок земельных участков был внедрен без разработки методической базы расчетов. “Проще говоря, телегу опять поставили впереди лошади, - считает Калинин. - Возникает вопрос: кто будет проводить расчеты? Налоговики, юристы или все-таки профессиональные, лицензированные оценщики?”
Астана |