|
Алла Иванилова
Недавно руководство Комитета уголовно-исполнительной системы приоткрыло “железный занавес” и рассказало, как живется казахстанским заключенным в тюрьмах. Оказалось, не все так плохо - осужденные стали меньше болеть, лучше питаться и отбывать наказание в более “комфортных” условиях. Для некоторых даже открыли кинозал
Сегодня в казахстанских тюрьмах содержатся более 49 тысяч осужденных и следственно-арестованных. Еще более 21 тысячи осужденных состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и отбывают наказания, не связанные с лишением свободы.
Если верить чиновникам, то жизнь по ту сторону колючей проволоки улучшилась. В доказательство этому руководство Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел приводит статистику. Так, количество правонарушений среди осужденных по пенитенциарной системе республики снизилось на 12 процентов. Количество лиц, возвращенных из колоний-поселений за различные нарушения в исправительные учреждения, уменьшилось на 19,6 процента. Смертность в учреждениях УИС сократилась на 22 процента, а случаи заболевания туберкулезом и иными заболеваниями - на 26 процентов. Однако в отдаленных колониях республики не хватает медиков, поскольку врачи не хотят работать “на краю земли” с особым контингентом. Не привлекают их зарплата и соцпакет. Возможно, по этой причине в этом году в колониях Казахстана умерли около 160 осужденных.
Улучшены коммунально-бытовые условия содержания осужденных и следственно-арестованных. Более того, для несовершеннолетних осужденных Алматинской области открыли кинозал и организовали компьютерные курсы, по окончании которых будут выданы сертификаты.
За последнее время в казахстанских тюрьмах дважды пересматривались нормы питания в сторону увеличения и улучшения качества. При составлении меню для заключенных в учет брались энергетическая ценность и плотность пищевых веществ, продовольственных пайков.
В соответствии с Концепцией правовой политики на период с 2010 до 2020 года сейчас проводится работа по переходу с отрядно-барачного к покамерному содержанию осужденных. Для этого разработан типовой проект “Специализированное исправительное учреждение на 1500 мест”. Уже действует восемь исправительных учреждений с камерным содержанием. Строительство одной колонии с покамерным содержанием обходится государству в 12 миллиардов тенге. При этом необходимо построить еще 16-17 таких объектов. Однако чиновники надеются, что с учетом гуманизации уголовного законодательства и последних поправок потребность в колониях снизится.
В рамках дальнейшей гуманизации будут шире применяться такие меры наказания, как ограничение свободы, общественные работы, условно-досрочное освобождение. Сейчас в правительстве на стадии утверждения находится постановление о внедрении электронных средств слежения - браслетов. Их широкое применение планируется уже с 2015 года.
Заключенные, по словам чиновников, без дела не сидят. В исправительных учреждениях осуществляется профессиональная подготовка по 47 наиболее востребованным рабочим специальностям. В 2013/14 учебном году более 36 тысяч осужденных получили профобразование. На сегодняшний день в исправительных учреждениях трудоустроено 52 процента от общей трудоспособной численности. В текущем учебном году перечень обучаемых предметов расширен на шесть специальностей (столяр, строитель, облицовщик-плиточник, сборщик мебели, токарь-инструментальщик, каменщик). Пока преступник “мотает” срок в тюрьме, он отрабатывает казенные харчи, трудясь на предприятиях исправительного учреждения, после освобождения некоторые продолжают осваивать полученные навыки и на гражданке.
Кроме того, в местах лишения свободы функционируют 55 общеобразовательных учебных заведений. По итогам 2013/14 учебного года 1,5 тысячи осужденных получили аттестаты.
С февраля 2012 года начала работу служба пробации, которая помимо осуществления контроля за лицами, осужденными условно, совместно с местными исполнительными органами оказывает содействие в получении ими социально-правовой помощи. В частности, оказывает содействие в получении образования, профессии, решает вопросы трудоустройства, лечения и предоставляет правовую помощь. Согласно новому Уголовно-исполнительному кодексу, такая помощь будет оказываться и тем, кто отбывает наказания в исправительных учреждениях, и условно-досрочно освобожденным из мест лишения свободы. На социально-правовую помощь смогут рассчитывать вышедшие на волю, в отношении которых судом установлен административный надзор.
Действующий институт общественного контроля мест лишения свободы представляет собой 15 общественных наблюдательных комиссий, в составе которых 114 человек, представляющих более 30 общественных объединений, государственных органов, юристов правозащитных организаций. За семь месяцев текущего года совместно с общественно-наблюдательными комиссиями осуществлено более 160 посещений исправительных учреждений.
Три года назад правительство приняло решение закрыть все мечети, церкви и другие культовые строения в тюрьмах. Для этого был принят Закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”. Таким образом, чиновники хотели обезопасить страну от религиозного экстремизма. Ведь не секрет, что именно в тюрьмах, где человек много времени рассуждает о своем предназначении, найдутся те, кто неправильно трактует религиозные постулаты. Сегодня священнослужители сами приходят к заключенным. Налажено тесное взаимодействие с Агентством по делам религий и представителями религиозных объединений, которые регулярно читают лекции оступившимся.
Пристальное внимание уделяется осужденным, отбывающим наказание за религиозный экстремизм. Таковых насчитывается около 300. Они содержатся в таких же условиях, как и другие заключенные. Тех, кто отрицательно влияет на “постояльцев” тюрем, изолируют и проводят с ними работу совместно с Комитетом по делам религий. После того, как религиозные экстремисты переходят на “умеренную позицию”, их переводят в обычную колонию. Те, кто не меняет своих убеждений, согласно закону (ст. 68 ч. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РК), остаются в изоляции.
Одно из новшеств Уголовно-исполнительного кодекса - классификация исправительных учреждений в зависимости от их степени безопасности и содержания осужденных (минимальной безопасности - колонии-поселения, средней безопасности - исправительные колонии общего режима, средней безопасности для содержания несовершеннолетних - воспитательные колонии, полной безопасности - исправительные колонии строгого режима, максимальной безопасности - исправительные колонии особого режима, чрезвычайной безопасности - тюрьмы, смешанной безопасности - следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима).
Для характеристики осужденного в период отбывания наказания устанавливаются степени поведения, которые позволят более детально подойти к дифференцированным условиям отбывания наказания и будут учитываться при составлении его “портрета”. Так, положительно характеризующиеся осужденные делятся на три группы: осужденные, достигшие первой степени поведения (к этой группе могла бы применяться такая мера, как перевод с обычных на облегченные условия содержания); осужденные, достигшие второй степени поведения (содержащиеся на облегченных условиях содержания, с которого возможен перевод в учреждение другого вида с более мягкими условиями содержания); осужденные, достигшие третьей степени поведения (с которого помимо перевода в учреждение другого вида с более мягкими условиями содержания также возможен перевод на льготные условия содержания). Отрицательно характеризующихся осужденных предполагается также разделить на три группы: нарушители установленного порядка отбывания наказания (независимо от того, где находились - из льготных и облегченных условий содержания переводятся на обычные); лица, систематически нарушающие установленный порядок отбывания наказания (переводятся с обычных на строгие условия содержания); злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания (переводятся на строгие условия содержания или в учреждения иного, более строгого вида).
Однако несмотря на заверения властей о “лояльных” условиях содержания, в республике происходят побеги из тюрем. Последний массовый побег совершен в Актау в 2010 году. В этом году около 25 осужденных колоний-поселений позволили себе “вольности”: опаздывали с работы, распивали спиртные напитки. В отношении нарушителей возбуждены уголовные дела по факту уклонения от отбываемого наказания. Все они задержаны и возвращены в колонии.
Астана |