|
Юлиана Жихорь
Второго сентября стартует новая парламентская сессия. Откроет ее, по традиции, глава государства. Он же и установит новые векторы, по которым придется работать депутатам в ближайшие 10 месяцев. И, судя по всему, работать придется в сложных условиях экономической блокады экономического партнера, ухудшающегося экономического состояния самого Казахстана и всего мира
Вторую пятилетку Казахстану “светит” встретить в условиях кризиса. Но, судя по осторожным намекам отечественных чиновников, ситуация, в которой нынче находится Казахстан, едва ли не хуже той, в которой наша страна пребывала пять лет назад. Учитывая, что тогда, во времена первой волны кризиса, парламентарии принимали целый пакет экстренных законов (чтобы ускорить реализацию собственно антикризисной стратегии властей), не исключено, что и на этот раз народным избранникам придется “попотеть”.
Итак, над чем же они будут работать?
В первую очередь - над законодательством о правительстве. В связи с переформатированием Кабмина и передачей функций и полномочий друг другу правительству предстоит закрепить свои названия и полномочия в законах. Например, с ликвидацией таможенного комитета и передачей его полномочий в Комитет госдоходов придется, вероятно, вносить поправки в соответствующее законодательство.
Второе важное дело для депутатов (впрочем, оно ежегодное) - принять главный финансовый документ страны: бюджет на ближайшие три года.
Не стоит забывать, что депутаты ежегодно критикуют правительство за недоисполнение или некачественное исполнение бюджетных средств, но при этом каждую осень норовят выпросить дополнительные деньги на строительство-ремонт чего-нибудь и где-нибудь.
В этом году депутаты, по идее, должны будут поужать свои проекты. И, по сути, заняться ревизией качественного составления бюджета. Ведь, если верить осторожным намекам высокопоставленных чиновников и громким заявлениям независимых экспертов, доходная часть бюджета в связи с падением цен на основные экспортные товары страны и нехваткой поступлений терпит бедствие. Соответственно, потребуется оптимизировать и часть расходов. А это значит, что парламентарии должны тщательно изучить “нужность” всех расходных статей.
Однако у депутатов есть неплохой шанс добиться имиджа “повышателей” зарплат и пенсий. Дело в том, что, согласно объявленной правительством несколько лет назад контрцикличной экономической политики, в период экономического подъема это сдерживает рост расходов бюджета для недопущения перегрева экономики, а в период экономического спада расходы увеличиваются для поддержания внутреннего спроса. А сейчас как раз такой спад.
В Послании народу Казахстана в этом году Нурсултан Назарбаев уже дал поручение повысить соцпакеты работников ряда соцотраслей (здравоохранения, образования, соцзащиты) и повысить им заработную плату соответственно на 28, 29 и 40 процентов уже с 2015 года.
То есть в начале года уже было понятно - кризис наступает нам на пятки.
Если руководствоваться контрцикличной экономической политикой и в качестве подтверждения брать планы по росту зарплат части бюджетников, то в самом ближайшем будущем можно ожидать также повышения заработных плат всем остальным категориям граждан, “привязанным” к получению выплат из бюджета: государственным служащим, пенсионерам, студентам, а также получателям социальных выплат и пособий. Причем, заметьте, речь не идет об индексации сумм выплат на уровень инфляции (это и так ежегодно происходит), а именно о росте.
И вот что интересно: год назад (в октябре 2013-го) премьер-министр в ответ на депутатский запрос о повышении зарплат заявлял, что бюджет не готов к новым затратам. Напоминая о том, что увеличение размера базового должностного оклада и минимального размера заработной платы повлечет за собой увеличение размера прожиточного минимума, что, в свою очередь, потребует дополнительных затрат на соцвыплаты, адресную социальную помощь, расходы работодателей, в том числе госсектора, на оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда, возмещение потерь доходной части местных бюджетов от поступлений по индивидуальному подоходному налогу, Серик Ахметов заявил (в письменном виде на запрос депутатов): “В настоящее время наблюдается снижение темпов экономического роста и роста доходов республиканского бюджета. В связи с этим основным принципом формирования республиканского бюджета на 2013-2015 годы явилась концентрация бюджетных средств на обеспечение реализации поставленных главой государства задач и приоритетов развития Республики Казахстан, неукоснительного исполнения государством обязательств социального характера. Полагаем, что вопросы по повышению оплаты труда государственных и гражданских служащих необходимо рассматривать с учетом реальных возможностей государства”.
А реальные возможности таковы, что уровень социальных расходов в общей сумме бюджета не снижается, составляя около 60 процентов всех доходов. И это при том, что еще в 2012 году тогдашний министр финансов Болат Жамишев выражал надежду, что доля социалки уменьшится до 50 процентов от всей суммы бюджета.
Пока, правда, власти особо не говорят о возможностях повышения соцвыплат. Оно и понятно - это привилегия президента, который традиционно объявляет о подобном росте благосостояния казахстанцев. Однако предположить это можно уже сейчас.
А это значит, что депутатов ждет рассмотрение соответствующих законов, накануне озвучивания которых парламентарии наверняка проведут масштабную пиар-акцию по “отстаиванию интересов народа”.
В течение нового парламентского года депутатов, скорее всего, ждут законы о реформировании социальной системы, документы, связанные с планами правительства по борьбе с теневой экономикой, Закон “О ветеранах” и много-много других законодательных актов, призванных сделать Казахстан сильным и конкурентоспособным, а его народ - жителями государства, входящего в тридцатку самых развитых стран мира. Главное, чтобы депутаты, на которых и возложена эта миссия, не сильно увлекались лоббированием личных интересов.
Астана |