|
“Рим напоминает мне человека, который зарабатывает на жизнь, показывая туристам труп своей бабушки”
Процесс ушел
В Алматы уничтожено еще одно историческое здание. Стояло оно на углу Калдаякова и Казыбек би. Взяли, подогнали технику и уничтожили. Помните, алматинцы, было такое старое двухэтажное очень уютное строение, в котором в разное время находились разные наши республиканские учреждения. А в последнее время там располагался - что крайне символично! - Дом архитекторов.
Опять всколыхнулась общественность. Стали собирать подписи. Чтобы впредь к таким зданиям и к сносам относились осмотрительно. А то скоро у нас ничего от исторического облика города и не останется. Будет совершенно новый город. С такими, например, архитектурными “шедеврами”, как Столичный центр, который - что тоже крайне символично - бессмысленной, чудовищной громадой возвышается, как поминальный монумент, над всей погребенной под современной “урбанизацией” Алма-Атой.
Рискнем предположить (именно рискнем, потому как все эти сносы теперь обретают крайне символические формы), что именно со Столичного центра и началось уничтожение города как культурной жемчужины страны. Вспомните, что стояло на месте этого монстра. ТЮЗ и кинотеатр. За ними был скверик с прудом, в который запускали водоплавающих птичек. Скверик этот многие из алматинцев должны хорошо помнить, так как многие учились в нашем родном КазГУ, что стоял рядом.
Мы уже и не вспоминаем верненское здание школы №10 на месте гостиницы “Алматы” и радужное кафе “Лето”, которое попытались запечатлеть авторы фильма “Балкон”. Все это являлось частью алма-атинского “брода”, сиречь некоего “Бродвея”, по которому лучшие городские стиляги считали своим долгом прошвырнуться или в стильных по тому времени зауженных, или, напротив, в расклешенных (что стало стильно несколько позднее) самопальных брючатах.
Когда ТЮЗ сгорел осенью 1987 года, ни у кого из нас не было сомнений, что сгорел он не случайно. Хотя причины пожара так до сих пор досконально и не расследованы. А вот когда на этом почти сакральном месте собрались строить то, что сейчас нагромождено, то очень многие поняли: пожар был не только неслучайным, он стал предвестником судьбы нашей “Помпеи”, концом эпохи и началом совершенно иной жизни не только “золотого квадрата” нашего славного центра, но и всего города.
Строители монстра, как и положено таким “созидателям”, врали и врали. Что они воссоздадут старинный сквер, что даже восстановят ТЮЗ и статуи на его фронтоне, которые были тоже уникальны для города.
Ничего этого, конечно, никто из них делать не собирался. Теперь алматинцы даже в ограду, поставленную вокруг Столичного центра, пройти не могут, чтобы, например, посидеть на скамеечке. Хотя акимат неоднократно заявлял, что такая практика запирания алматинских дворов (это когда такое в Алма-Ате было?!) незаконна.
Разве не символ? Поставить на месте уникального, исторического городского культурного комплекса гигантский частный жилой дом и огородить его территорию, чтобы никто в нее, кроме обладателей квартир в доме, не смог войти!
Дом архитекторов был одним из последних символов нашего города. Так же, впрочем, как и другие уничтоженные в последние двадцать лет дома. В угоду чему уничтожаются эти символы? Некоторые в связи с этим часто и с гордостью употребляют слово “мегаполис”. Не отдавая себе отчета в том, что означает это страшное слово для нашего города.
Мегаполис - это недоброкачественная урбанистическая опухоль, которая разрастается по мере болезненного и неконтролируемого перенаселения. Это не среда обитания, а среда выживания.
Кстати, любопытная вещь: если спросить у “коренного” лондонца, живет ли он в мегаполисе, то есть в так называемом “Большом Лондоне”, то он лишь пожмет плечами. Это проверено. Мнение лондонца - он живет в Лондоне, но то, что зовется “Большим Лондоном”, это вне его, лондонца, компетенции - “это что-то, что находится дальше, это уже не совсем Лондон.
И такое слово, как “мегаполис”, для лондонца не совсем уместно.
Но нам, понятно, лондонцы не указ.
А те, кому не нравится, собирают подписи - уже после того, как уничтожен очередной символ некогда уникального города. Ну что ж, это тоже способ самовыражения. Неплохо бы еще создать “Книгу памяти”, в которую занести имена тех, кто когда-то созидал, и тех, кто сегодня уничтожает. Чтоб хоть что-то от этого города осталось. |