Айгуль Жилкишина
Вчера в Алматы рабочие в торжественной обстановке соединили тоннель между станциями “Москва” и “Сайран”, которые обещают открыть к 1 декабря. Они должны связать центр южной столицы со спальными районами. Ожидается, что поток пассажиров городского метрополитена к началу зимы увеличится сразу втрое
Восьмая и девятая станции метро вскоре станут подспорьем в городской транспортной сети - на станции “Москва”, под проспектом Абая между улицами Утеген Батыра и проспектом Алтынсарина, прошла сбойка, которая соединила новую станцию с левым перегонным тоннелем и завершила строительство этого тоннеля. Строительство первого пускового комплекса второй очереди первой линии городского метрополитена все еще продолжается. Проходчики заверяют, что работы идут строго по графику.
По планам акимата города новые станции “Москва” и “Сайран” соединят спальные районы Алматы с центром города, что позволит снизить транспортную нагрузку на центральные улицы и даст положительный экологический эффект. Кроме того, аким Алматы отметил, что при поддержке главы государства строительство метрополитена будет продолжено.
В настоящее время на новых станциях завершены работы по возведению основных конструкций, ведется архитектурная отделка. Внутренняя отделка станций “Сайран” и “Москва” будет практичной, главными критериями будут надежность и удобство для пассажиров. Внутреннее пространство, к примеру, станции “Москва” будет расписано в духе славянских мотивов, напоминающих палаты Кремля.
Общую протяженность метрополитена планируется довести до 45 километров. По Генеральному плану развития города, в Алматинском метрополитене планируется построить 24 станции. Сейчас работают семь, их ввели в эксплуатацию в 2011 году.
На данный момент у нас действует только одна линия, но в перспективе должны будут открыться вторая и третья линии.
Станции будут соединять с центром города многие отдаленные районы Алматы, что можно увидеть из названий проекта: “Алматы-1”, “Богдан Хмельницкий”, “Роща Баума”, “Стадион”, “Большой Алматинский канал”, “Жансугурова”, “Райымбек батыра”, “Жибек жолы”, “Алмалы”, “Абая”, “Байконур”, “Театр имени Мухтара Ауэзова”, “Алатау”, “Сайран”, “Москва”, “Аксай”, “Достык”, “Калкаман” и другие.
В настоящее время первая линия в западном направлении (до микрорайона “Калкаман-3”) продолжает развиваться. После завершения строительства в западном направлении планируют начать продление линии в северном направлении к вокзалу “Алматы-1”.
Сооружение второй линии, ведущей на юго-запад до микрорайонов “Орбита 1-4” и на северо-восток до микрорайонов “Думан”, запланировано с пересадочными узлами на станциях “Жибек жолы” и “Сайран”. На перспективных схемах нашего метрополитена фигурирует также третья линия. Она проходит через город с юга на север: начинается в микрорайоне “Казахфильм” и заканчивается соединением с первой линией в районе Нижней Пятилетки.
Для линии предусмотрены семь четырехвагонных поездов, а на полной первой линии в будущем их будет 20. Подвижной состав алматинской подземки - это современные поезда производства южнокорейского концерна Hyundai.
Со времени запуска первой линии в 2011-м метрополитен еще не окупился. Приносить прибыль метро станет только тогда, когда станции заработают в полную силу. Проектная мощность составляет 300 тысяч пассажиров в сутки, достигнуть ее можно при дальнейшем строительстве. Однако намеченные показатели будут достигнуты не ранее 2027 года.
В настоящий момент алматинский метрополитен перевозит около 23 тысяч человек в трех поездах, когда транспортная сеть не загружена, и в пяти поездах - в час пик. Имеются также два резервных состава для форс-мажорных обстоятельств. По словам Айдына Оразханова, директора КГП “Метрополитен”, зарабатывать на перевозке пассажиров не является приоритетной задачей и такая постановка вопроса является неверной: “Все понимают, что метрополитен - это социально значимый проект, и здесь основной задачей не ставят заработать или получить прибыль. Здесь в первую очередь ставят акцент на удобство, комфорт для пассажиров”. |