Константин Маскаев
Война санкций способна в значительной степени перекроить весь мировой товарооборот. Как вешняя вода, потоки экспорта-импорта находят новые русла. И если транспортным компаниям в этом отношении не так сложно развернуть новые логистические схемы, то промышленно ориентированные экономики испытывают серьезные трудности в связи с каждым новым шагом, предпринимаемым как Западом, так и Россией
На прошлой неделе Россия “всего лишь” заявила о введении эмбарго на импорт овощей и фруктов из Польши. В Польше совершенно не напрасно видят в этом ответную реакцию на санкции со стороны Евросоюза. Теперь Варшаве предстоит потрудиться, чтобы найти другие рынки сбыта. Причем запрет на импорт из Польши пришелся в разгар сезона. Готовые к отправке или бывшие в пути потоки яблок, слив, клубники, помидоров и другой овощной продукции пришлось остановить. Консервированная продукция, понятно, не требует немедленной реализации. А вот “скоропорт” встает польской стороне в убытки.
Обнаружив такой поворот событий, в Латвии тут же заговорили о том, что российские санкции способны в буквальном смысле прикончить латвийскую экономику. В Латвии действительно обеспокоены возможной потерей рынка сбыта на востоке. Там последствия событий вокруг Украины уже ощущаются и без действий России: в мае, то есть еще до введения санкций против РФ, объем латвийского экспорта в Россию снизился на 16-17 процентов. По мнению министра экономики Латвии Вячеслава Домбровского, ответная реакция России окажется разрушительной для экономики Латвии. Пока министр надеется, что “потенциальный урон для экономики все же будет ниже, чем во время кризиса 2009 года, когда ВВП Латвии упал на 18 процентов, он думает, что спад может составить 10 процентов от ВВП”.
Домбровский также понимает, что, даже не прибегая к языку санкций, а всего лишь взяв на вооружение санитарные нормы, Москва поставит пищевую промышленность Латвии на колени единственным усилием, а это ни много ни мало половина от экспорта всей страны!
Ранее, как известно, российской стороной были приостановлены контракты на поставку из Украины кондитерских изделий фабрики Roshen, картофеля и продуктов из подсолнечника. Собственно, даже без влияния поставки спрос на украинские товары заметно снизился, причем не только в России. Продавцы спиртного и кондитерских изделий в обеих столицах и регионах Казахстана констатируют подчас абсолютный отказ потребителя от приобретения товаров известных украинских марок.
При этом анализ потребительского рынка в приграничных с Казахстаном районах России демонстрирует волнообразный рост спроса на кондитерские изделия из Алматы и Караганды. Пассажирские перевозки спиртного поездами почти достигают предновогоднего уровня. Это когда коробки с водкой, коньяком и шампанским на ближних к границе станциях сотнями загружаются в пассажирские вагоны и в частном порядке следуют на сопредельную территорию. Благо, членство в Таможенном союзе снимает определенные препятствия. И хотя здесь пока нельзя говорить о существенном влиянии на экспортные потоки, эти тенденции можно рассматривать как определенные индикаторы.
Сама ситуация заставляет российское руководство задуматься об импортозамещении. Касается это не только продуктов питания. Здесь и продукция фармацевтики, и электронная приборная техника, и оборудование для добычи и переработки нефти.
В этом смысле Казахстан мог бы предложить на российский рынок часть своей продукции. Начиная с продукции сельского хозяйства (фрукты, овощи, продукты животноводства) и заканчивая медпрепаратами и витаминами. А новые долгосрочные контракты вдохнули бы новые силы в развитие промышленной экономики.
Хоть и временно, но российские предприятия ракетно-космической отрасли и оборонно-промышленного комплекса вынуждены закупить партии электронно-компонентной базы на несколько миллиардов долларов в Китае.
Китайская аэрокосмическая научно-промышленная корпорация уже предоставила несколько десятков позиций, которые являются либо прямой альтернативой, либо с незначительными изменениями, тех элементов, которые Россия не может сейчас закупать из-за введенных США санкций. Следует сказать, что до сегодняшнего дня российская космическая промышленность и ОПК компонентную базу из Китая не использовали. |