|
Олександр Черный
С момента подписания Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), столпами которого являются Казахстан, Россия и Беларусь, прошло около двух месяцев.
Документ планируют ратифицировать парламентами трех стран до конца года, и с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз начнет функционировать.
Основная идея создания ЕАЭС - расширение рынков для бизнеса, в документе это декларируется как принцип четырех свобод: товаров, услуг, капитала и труда.
Сейчас же эксперты, аналитики и разного рода специалисты трех независимых государств совместно начали разрабатывать пути внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС
Как отметил на заседании Высшего евразийского экономического совета Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Евразийский экономический союз должен учитывать опыт развития Евросоюза.
“Нам нужно учитывать опыт других интеграционных объединений, и в первую очередь Евросоюза. Речь идет о том, чтобы ни одна из стран-участниц не оказалась подвержена процессу деиндустриализации, чтобы в национальных экономиках не было падения традиционных отраслей промышленности, сельского хозяйства”, - пояснил он.
По его словам, мировой опыт подтверждает, что интеграция является “долгосрочным, стабильным условием для развития экономики”.
Нурсултан Назарбаев также отметил, что ЕАЭС в будущем может столкнуться с различными “вызовами”, члены союза должны вместе преодолевать все кризисы.
“Впереди нас ждет непростой этап становления и развития. Создание - это одно, мы выстрадали. Но теперь, создав, доказать себе и всему миру необходимость, жизнеспособность этой интеграции - наша большая задача. Интеграция сама по себе не гарантирует идеальной жизни, манны небесной, нам, каждому из государств, придется работать”, - сказал он.
Недавно в Москве прошло заседание Совета Евразийской экономической комиссии, где на высоком политическом уровне обсуждали вопросы проведения EXPO-2017, договорно-правовой базы Таможенного союза и установления единых таможенных тарифов в отношении отдельных нефтепродуктов.
К слову, ЕАЭС - это крупный региональный рынок, где ежедневно потребителями различных товаров становятся более 170 миллионов человек, с суммарным ВВП в два триллиона долларов США, который должен научить наш бизнес конкурировать.
По мнению экспертов, интеграционный процесс в рамках Таможенного союза выгоден прежде всего нашим товаропроизводителям, так как создается общий рынок товаров, где будут сняты все существующие барьеры и ограничения. Кстати, в договоре прописан такой немаловажный пункт, как обеспечение свободы торговли услугами на территории ЕАЭС, согласно которому государства-члены стремятся к созданию единого рынка услуг.
Что касается формирования общего рынка капитала, то, по словам экспертов, за период с 2007 по 2012 год в Казахстане наблюдали рост объема инвестиций в основной капитал, превысивший средний показатель по ТС.
Согласно договору, граждане стран ЕАЭС могут свободно осуществлять свою деятельность в другом государстве - члене союза, поскольку на них не будут распространяться ограничения по защите национального рынка труда, а также предъявляться требования по получению разрешения на осуществление трудовой деятельности.
В рамках ЕАЭС будут проводить согласованную транспортную политику, направленную на развитие транспортных систем путем поэтапного создания общего рынка транспортных услуг. Предполагают, что будет установлен равный доступ для казахстанских перевозчиков к услугам железнодорожной инфраструктуры России и Беларуси (в отношении требований к перевозчикам, единой тарифной политики, доступности информации о перечне услуг инфраструктуры, порядке их оказания). Предусматривают применение унифицированных тарифов при перевозках грузов железнодорожным транспортом с территории одного государства ТС через территорию другого государства ТС в третьи страны и в обратном направлении, а также при перевозках внутри ЕАЭС, что создаст дополнительные конкурентные преимущества для казахстанских экспортеров на рынках Европы за счет экономии транспортных расходов.
Государства - члены ЕАЭС разработают единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, включающие единую методику определения технической возможности транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, расположенным на территориях государств - членов союза, на основании которых обеспечивают недискриминационный доступ к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Отметим, что на этот союз приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов мировой нефти. Поэтому было уместным уже сейчас задуматься об укреплении отечественного рынка газа и нефти, который, как мы знаем, может стать основным связующим звеном торговых нефтегазовых потоков между Европой и Азией.
Как отметил глава государства, необходимо развивать наш транзитный потенциал. “Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно стать увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз”, - заявил он.
Компания “КазТрансГаз”, следуя политике главы государства Нурсултана Назарбаева “Стратегия “Казахстан - 2050”, начала планомерную работу в этом направлении.
В июне этого года АО “КазТрансГаз” совместно с китайскими партнерами официально осуществило пуск газа по нитке “С” магистрального газопровода Казахстан - Китай. Этот проект является частью транснационального газопровода Центральная Азия - Китай, соединяющего газовые месторождения Туркменистана и потребителей газа в КНР через Узбекистан и Казахстан.
После завершения ряда работ к концу 2015 года линия “C” достигнет своей проектной годовой мощности 25 миллиардов кубометров в год. К тому времени общая мощность газопровода достигнет 55 миллиардов кубических метров в год. Сейчас на местах работают пять компрессорных станций, и в скором времени сдадут в эксплуатацию еще три компрессорные станции для достижения проектной мощности газопровода.
Таким образом, можно будет с уверенностью сказать, что в рамках Евразийского экономического союза Казахстан продуктивно проводит работу в сфере транспортировки газа и его снабжения среди населения.
Фото Радмир Фахрутдинов |