Мы создали крепкий экономический фундамент,
с которого теперь экономику сдвинуть нелегко
Инородное хозяйство
Один из ведущих в стране аналитиков в сфере экономики Рахман Алшанов дал на этой неделе очень интересную оценку нашему народному хозяйству. Почему интересную? Да потому, что его фраза как нельзя емко и точно воспроизводит то, о чем многословно и с ненужными эзоповыми отступлениями пытаются выразиться другие наши “оценщики”.
- Сегодня многие “сидят” на бюджетных деньгах, - сказал Рахман Алшанович, - так создалась, мягко говоря, “паразитирующая экономика”, в которой чиновники на своих местах пытаются оторвать кусок от государственного пирога - госзаказы, различные государственные программы. Ведь они не берут кредиты в банках на развитие собственного бизнеса, а собирают деньги у предпринимателей через налоги в государственный бюджет, потом их распределяют и уже оттуда отрезают себе хороший кусок.
Хороший кусок... Из интервью Алшанова. Очень яркий и характерный. “Паразитирующая экономика”. Немногие из наших отечественных экономистов рискнули бы так прямо назвать наше народное хозяйство.
Нет, мы далеки от того, чтобы утверждать, что “все плохо”, как это делают наши оппозиционеры. Не все плохо. И Рахман Алшанов далек от этого утверждения. Однако сказанное им о паразитизме нашей экономике чуть ли не каждый день подтверждается, например, сообщениями о том, что мы производим, а что ввозим, как работаем и как учимся. Буквально каждодневными новостями о коррупционных скандалах. Они ведь тоже часть нашего “экономического паразитизма”.
Вообще диверсификация экономики напрямую зависит от того, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, “закачиваемые” в госпрограммы и проекты. Поэтому нужны реальная прозрачность расходования этих средств и жесткий контроль за их прохождением.
Напомним, что диверсификация экономики является приоритетной целью буквально всех госпрограмм развития Казахстана. Она жизненно необходима и является нашим шансом стать развитым обществом. Потому что диверсификация - это развитие. А сидение на нефтяной игле - это неизбежная деградация. Но реальной диверсификации мы ждем годами, а ее все еще не видно. И Рахман Алшанович почти отвечает на вопрос: почему?
Посудите сами: за годы реализации первой пятилетней фазы госпрограммы ФИИР доля ненефтяного сектора... упала почти на 3 процента. И в целом цифры реализации программы дают довольно немало поводов для недоуменных вопросов.
Например, нефтехимия. О ней сказано и написано столько, что даже заядлые энтузиасты огульной критики устали обращаться к этой теме. Эта отрасль промышленности задумывалась как основное направление развития отечественной индустрии.
Но как-то стихли громкие реляции о скором и неизбежном повышении качества и разнообразия производимых на наших НПЗ нефтепродуктов, о строительстве новейших химических комплексов. А Казахстан так же, как и пять лет тому назад, когда запускалась ПФИИР, “успешно” импортирует моторные масла, авиатопливо, высокооктановый бензин и еще много-много чего.
Можно привести еще множество примеров того, что экономист Алшанов назвал “паразитирующей экономикой”. Можно также примерно предсказать, что такую экономику в конце концов может ожидать. Подождем, однако, прогнозов маститых академиков. Если даже они стали употреблять сильные выражения для характеристики нашей экономической жизни, значит, действительно не все плохо, как об этом говорят злопыхатели. |