|
Юлиана Жихорь
Страна готовится к масштабной налоговой амнистии. За 16 месяцев 2014 - 2015 годов власти намерены вывести из тени не менее 10 миллиардов долларов и, возможно, вернуть в страну хотя бы толику выведенных капиталов. Средства должны направиться на реализацию индустриально-инновационных планов
Программа форсированной индустриализации пришлась не на самое удачное время. Мировой экономический кризис, ограничение доступа к финансовым ресурсам, кризис в казахстанской банковской сфере. Объяснение старта ПФИИР именно на этот период было достаточно понятным: необходимо активизировать отечественную экономику за счет перенаправления ресурсов на развитие внутренней инфраструктуры. Помнится, тогда глава государства долго говорил о “большом скачке” в число конкурентоспособных, а затем и развитых стран мира.
Но если первый этап программы сопровождался активностью иностранных инвесторов, которые в период кризиса в Европе искали место приложения своих средств в продолжающих подъем экономиках, то начинающаяся, вторая, пятилетка ПФИИР может столкнуться с нехваткой инвестиций.
Несмотря на стабилизацию в целом мировой экономики, до начала ее уверенного роста пока далековато. Ситуация усугубляется тем, что на сей раз кризис затронул развивающиеся страны мира: темпы роста ВВП развивающихся стран постепенно снижаются. Так, ВВП Китая за последние несколько лет неуклонно демонстрирует тенденцию к замедлению: в 2007 году рост ВВП КНР составил 14,2 процента, в 2010-м - 10,4, в 2012-м - 7,8, в 2013-м - 7,7. В нынешнем году власти страны прогнозируют рост ВВП на уровне 7,5 процента.
Темпы роста экономики Казахстана тоже замедлились. С шести-семи процентов роста мы постепенно снижаемся до пяти и, по некоторым прогнозам, даже ниже в текущем и следующем году. Рост незначительный, но рост экономики выше этого уровня ожидается в конце 2015 года.
Отчасти это вызвано общей картиной экономического мира, снижением спроса и цен на основные казахстанские экспортные товары, вызвавшим снижение торгового баланса и сальдо счета текущих операций. Отчасти “местечковыми” причинами: сокращением притока иностранных инвестиций, связанным с завершением ряда крупных инвестиционных проектов, и начавшейся репатриацией транснациональными корпорациями инвестиционных доходов. И, конечно, традиционной проблемой для любой экономики - снижением кредитования экономики со стороны банковского сектора.
Без дополнительного финансирования ни одна, даже самая красиво написанная и доходопривлекательная идея не найдет реализации. А потому государство сегодня вынуждено искать дополнительные источники финансирования.
Есть еще один нюанс. Сегодня в Казахстане значительный объем экономики находится “в тени”. Отсутствие должного контроля за движением капитала в торговой сфере и сфере услуг (особенно на уровне ИП), вызванное бесконтрольностью применения наличных денег, наличие так называемых “самозанятых”, не охваченных налогообложением, оставляет неучтенными весьма значительные суммы. Если добавить к этому списку “ненаблюдаемой экономики” представителей вполне законной деятельности, но уклоняющихся от налогов, и незаконный бизнес, то складывается общая картина “тени” - 6 триллионов тенге, или 19 процентов ВВП. (Впрочем, это лишь официальные данные и расчеты Всемирного банка. Не исключено, что реальная картина гораздо серьезнее.)
Если разбить эту сумму по отраслям, то получается, что почти 4 триллиона придутся как раз на торговлю, сельское хозяйство (где сосредоточена основная масса “самозанятых”), транспорт и операции с недвижимостью.
Эти суммы выведены из официального оборота. А это значит, что страна недополучает налогов, которые направляются на иные проекты, включая социальные. И вынуждает перенаправлять на них средства из других источников, включая Нацфонд. Имущество, выведенное из законного экономического оборота, не только не участвует в экономическом развитии страны, но и искажает картину экономического состояния и развития государства, не позволяя давать достоверные прогнозы такого развития и ставить реальные планы.
Дабы быстро вернуть неучтенные средства в оборот, власти объявили налоговую амнистию.
Подобные способы “обеления” известны достаточно давно и с завидной регулярностью проводятся разными государствами мира. В первую очередь развитыми. Только в США за последние годы такие акции проводились более 60 раз (разными штатами в разное время), в легальный оборот запущено более 84 миллиардов долларов.
Легализация - это хороший шанс избежать ответственности за раннее уклонение от неуплаты налогов. К тому же это возможность для многих легализовать свое имущество, которое в свое время было построено, но незарегистрировано. Благо такового в Казахстане более, чем достаточно: разного рода постройки, пристройки, оборудование и т.п.
Что касается финансов, то и здесь есть шанс вытащить их из заначек и направить на легальное существование. Сделать это, впрочем, можно не так, как было ранее - положил на счет, легализовал, снял и можешь дальше закапывать под яблоньку. На этот раз государство предлагает несколько иной подход.
Итак, легализовать средства можно по старой схеме: положил в БВУ на спецсчет и все. Но вот дальнейшая их судьба уже по новой схеме. Можно средства обналичить и под яблоньку. В этом случае придется заплатить легализационный сбор - 10 процентов от суммы. Можно положить на депозит в БВУ сроком на 5 лет без права досрочного снятия. Правительство обещает, что средства будут приносить доход, традиционный для подобного рода депозитов.
Еще один способ - инвестировать в экономику через предлагаемые властями программы: купить ценные бумаги государственных компаний, участвовать в “Народном IPO” или второй волне приватизации.
В любом случае государство надеется, что выиграет от легализации: имущество будет введено в экономический оборот, деньги либо пойдут на инвестирование в госпроекты, либо “соберут” 10-процентную дань. В общей сложности государство намерено “вывести на свет” до 12 миллиардов долларов.
Что же касается выигрыша граждан, то он посерьезнее. Дело в том, что с 2017 года в стране вступает в силу всеобщее декларирование доходов населения. (С 2017 года декларирование распространится на государственных служащих, работников госкомпаний и бюджетников, а с 2018 года декларацию о доходах должны будут подавать уже все граждане страны.) И вот тогда уже уклоняться от налогов будет гораздо сложнее. Во-первых, налоговые органы и финполиция будут в усиленном режиме сверять уровень расходов граждан с уровнем их дохода и в случае расхождения штрафовать, а то и сажать за “уклонение”. Во-вторых, новая процедура позволит (по крайней мере, хочется надеяться) значительно снизить уровень коррупции. Потому как брать деньги, которые нельзя будет потратить (даже переведя их на родственников и знакомых) - не очень радужная перспектива для нынешних мздоимцев: жить на одну зарплату придется не одной тысяче сегодняшних “обеспеченных” граждан.
Астана |