|
Алла Иванилова
Генпрокуратура поставила точку в споре между столичными властями и дачниками. Надзорный орган не выявил нарушений закона в изъятии дачных участков у жителей Астаны
Быть или не быть дачам - этот вопрос преследует Астану после приобретения столичного статуса. Некогда Целиноград славился садами, около 40 тысяч дач окружали провинциальный город. Сейчас осталось более 10 тысяч дачных участков, которые в скором времени тоже исчезнут с лица земли. Дачные территории сразу после переноса столицы стали привлекательными земельными участками, поскольку город рос вширь. Хотя первоначально им находилось место в генеральном плане застройки Астаны. Последний человек, защищавший дачи на высоком уровне, - японский архитектор Кисе Курокава. В его генплане новая столица должна была “воссоединиться” с природой. Главным “зеленым” поясом, по мнению архитектора, являлись именно дачи. Курокава считал, что они полезны не только для экологии, но и будут подспорьем сельскому хозяйству и отличным хобби для горожан. Однако череда внесений изменений и дополнений в генплан “убила” эту идею. В конечном итоге официально объявили, что в границах современного города нет места для дач. Вскоре земли у дачников стали выкупать “для государственных нужд”. В это понятие входила застройка этих участков различными социально-культурно-бытовыми объектами, такими как больницы, детские сады, школы, дороги, парки, скверы.
Однако проблема в том, что компенсацию, которую предлагает государство, жители дач считают недостойной. Практически сразу, как заявили о выкупе дачных участков, в городе начались акции протеста, несанкционированные митинги. К примеру, собственники снесенных дач, где сейчас находится современный стадион, ни один раз осаждали акимат и Генеральную прокуратуру, добиваясь законной компенсации. После того, как их домики снесли, деньги за них не выплатили. Чиновники говорили, что это должны делать инвесторы, те, в свою очередь, переправляли людей в квартирное бюро, клятвенно заверяя, что деньги перечислили им, ну а последние, наоборот, заверяли, что денег не видели.
Финансовый кризис немного замедлил планы столичных властей. Темпы сноса дач приостановились. Развитие города вширь рано или поздно должно было столкнуться с проблемой отсутствия коммуникаций. К тому же строить жилые комплексы далеко от города стало невыгодно. Это, казалось, спасло оставшиеся дачи, но, как становится ясно, лишь отсрочило закономерный исход.
Сегодня ликвидация дачных массивов продолжается. За последние четыре года в Астане изъяли более двух тысяч земельных участков, из них около 98 процентов выкупили у собственников, остальные два процента истребовали путем предоставления равноценных наделов. Как и прежде, между чиновниками и собственниками дачных участков нет понимания. По мнению первых, дачники, которые в 99 процентах случаев используют предназначенные для садоводства шесть соток земли под вынужденное жилье, отказываются от предназначенной компенсации, считая ее слишком заниженной. Владельцы земельных наделов, в свою очередь, подозревают чиновников в спекуляции, считая, что те перепродают участки будущим застройщикам после их изъятия по другим, более высоким ценам.
Считая предложенную городскими властями компенсацию недостаточной, собственники дачных участков выдвинули требование об ее увеличении до 26 миллионов тенге либо о предоставлении двух- или трехкомнатных квартир. Между тем эти дачные участки приобретены ими по цене от 440 тысяч до 1,5 миллиона тенге. Не договорившись о цене, акимат Астаны обратился в суд с исками о принудительном отчуждении земельных участков для госнужд. Иски были удовлетворены и уже вступили в законную силу. В итоге недовольным дачникам пришлось довольствоваться компенсацией в сумме от трех миллионов 310 тысяч тенге до 6,7 миллиона тенге.
В этом году в Астане прошли несколько акций протеста группы жителей, требующих расследовать и принять меры по поводу изъятия у них акиматом земельных участков с формулировкой “для госнужд”.
Генеральная прокуратура после многочисленных жалоб дачников инициировала проверку и не выявила никаких нарушений. “Проверка показала, что процедура изъятия дачных участков не противоречила требованиям законодательства, действия акимата г.Астаны не были сопряжены с преследованием коммерческих целей и удовлетворением негосударственных интересов (участки изъяты для строительства дорог, других объектов, имеющих государственное значение, а также предусмотренных государственными программами)”, - отмечает надзорный орган. Говоря о “заниженной”, по словам дачников, компенсации, Генпрокуратура отметила, что “судом учтены экономические интересы этих граждан, так как за изымаемые дачные участки выплатили сумму компенсации, превышающую размер вложенных ими средств более чем в три раза”.
Внимательно изучив все жалобы, прокуроры не нашли “нарушений норм материального и процессуального права”. “В связи с чем правовой возможности для принятия мер прокурорского реагирования в интересах отдельных собственников дачных участков не имеется”, - сообщили в Генпрокуратуре.
Астана |