|
Алла Иванилова
Недавно чиновники заявили, что на реализацию государственной молодежной политики в этом году в бюджете страны предусмотрено 1,5 миллиарда тенге. Однако, несмотря на громкие слова политиков, казахстанская молодежь до сих пор ассоциируется с круглой сиротой: она никому не нужна, никто не обращает на нее внимания, не помогает, и живет она как может
Глава государства всегда уделял огромное внимание молодежи: подрастающему поколению давал советы, а чиновникам - поручения. Именно он призвал принять Концепцию государственной молодежной политики до 2020 года и обновить законодательство по вопросам молодежной политики.
Действительно, старый Закон “О государственной молодежной политике” принятый еще в 2004 году, морально устарел. Новый, разработку которого поручили Министерству образования и науки, должен был заработать с 1 января этого года. В 2011 году разработчики развили бурную деятельность, проводя многочисленные встречи по всей стране. Однако, когда в марте 2012 года законопроект был презентован парламенту бывшим вице-министром образования и науки Махметгали Сарыбековым, после перечисления нововведений документа народные избранники заявили, что они не видят в нем конкретики. В законопроекте отсутствовали внятные механизмы создания социальных лифтов, трудоустройства и в целом системы качественного развития молодежи. Депутат мажилиса Дарига Назарбаева и вовсе сказала, что документ “пахнет нафталином”, а ее коллега Рамазан Сарпеков назвал его “бородатым” и сравнил с Законом о ветеранах. В действительности результатом титанической работы стали минимальные поправки, практически не видоизменявшие старый документ. В нем лишь задавались рамки, какие-то направления, но четко не прописывались механизмы взаимодействия молодежи с государством. Составители пытались оправдаться, говоря, что молодежь получила возможность участвовать в процессе разработки поправок, но ее предложения были далеки от реальности. Вполне вероятно, что это стало одной из причин отставки бывшего министра образования и науки. Тем более, что увольнение министра и заявления президента о необходимости нового закона прозвучали в один день.
Как бы то ни было, но обновленного закона о молодежной политике сейчас в стране нет, его рабочий проект все еще находится на рассмотрении в мажилисе парламента. Доработка документа потребует отсрочки исполнения поручения минимум на год. При этом в прошлом году правительством одобрена Концепция молодежной политики “Казахстан-2020: Путь в будущее”. Однако и этот документ, широко разрекламированный властями, однобок. Так считают представители молодежных организаций. Чиновники рапортовали, что их привлекали к разработке Концепции, однако предложения многих неправительственных организаций так и не попали в окончательный проект.
Между тем к категории “молодежь” (от 14 до 29 лет) в Казахстане относится 4,3 миллиона человек, что составляет 25,8 процента населения республики. Сегодня у поколения next много проблем. Все еще высока доля безработицы. Для многих молодых людей после окончания вуза или колледжа встает резонный вопрос - где найти работу. Если в советское время выпускники уже знали, куда пойдут трудиться, то в рыночные времена - каждый сам за себя. Власти пытаются решить эту проблему, предусматривая в госпрограммах рабочие места для молодых. В республике реализуются такие проекты, как “С дипломом в село”, “Жасыл ел”, “Расцвет села - расцвет Казахстана”, “Молодежный кадровый резерв”, “Болашак”, “Дорожная карта бизнеса-2020”. Однако это капля в море. Так, из принявших участие в соцпроекте “Молодежная практика” только чуть более 20 процентов трудоустроены.
Зачастую молодые люди сами себя загоняют в тупик, поступая на заранее невостребованные или “переполненные” специальности. Неоднократно говорилось, что в Казахстане переизбыток юристов и экономистов, однако эти специальности из-за своей престижности продолжают пользоваться повышенным спросом. При этом в стране не хватает медиков и работников инженерных, технических специальностей, в области машиностроения, металлургии. Кстати, в Концепции молодежной политики есть меры стимулирования и привлечения молодежи к получению технического и профессионального образования, участию в программе индустриализации.
Не менее острая проблема - жилищная. Десятки тысяч молодых семей скитаются по съемным квартирам, не имея возможности купить собственное жилье.
Однако не все так плохо, уверяют чиновники. Во всех регионах страны функционируют более тысячи молодежных организаций и 192 молодежных ресурсных центра. А совокупность реализуемых мер позволила Казахстану занять 27-ю позицию из 170 стран в Глобальном индексе развития молодежи.
Государство как “отец-попечитель” само решает, что нужно молодым, рассматривая их как получателей всевозможных услуг, льгот и прочих забот. Хотя молодежь надо воспринимать как партнера, давать им больше ответственности и полномочий, возможностей для влияния, в том числе и в политике. Ежегодно из республиканского бюджета выделяются огромные суммы на реализацию молодежной политики, однако эффекта от их расходования пока не видно.
Нужно признать, что казахстанская молодежь еще “недозрела” принимать решения. Исследования свидетельствуют об отсутствии у большей части молодых людей ценностей активного, созидательного отношения к жизни и отмечают иждивенческие, патерналистские настроения. Как показывают результаты соцопросов, о существовании Концепции государственной молодежной политики не знают 70 процентов молодежи. Многие не слышали о таком социальном проекте, как “Молодежная практика”, на который государство выделяет 2,3 миллиарда тенге.
Не имея работы, образования, жилья и каких-то перспектив, многие молодые люди недовольны своей жизнью. До тех пор, пока молодежь не перестанет считать, что акции против наркотиков, курения и организация развлекательных мероприятий - это и есть вся забота государства, ситуация не изменится. Поэтому чиновникам необходимо идти на диалог, поддерживать и усиливать влияние молодежных неправительственных организаций. Без этих мер никакого позитивного изменения в обществе не будет, а молодежь будет “бомбой замедленного действия”.
Астана |