|
Юлиана Жихорь
Вслед за всеобщим декларированием доходов власти нацелились на введение всеобщего декларирования расходов. Вполне возможно, что уже к 2025 году все граждане Казахстана должны будут показать налоговым органам не только объемы зарабатываемых средств, но и объемы личных трат
На днях правящая партия “Нур Отан” презентовала проект новой программы по противодействию коррупции на 2015 - 2025 годы. В ней впервые (для подобного рода программ) ответственность за коррупцию в стране возложили не только на государство, но и на население. Что, впрочем, удивительно, поскольку в УК уже давно существует статья, гласящая, что дача взятки должностному лицу наказывается: от штрафа (700-2000 МРП) до 15 лет лишения свободы. Причем речь идет не только о госслужащих, но и о приравненных к уполномоченным на выполнение государственных функций.
В общем, наказание есть, а желания нести это наказание (вдруг поймают) - нет. А потому партийцы решили воспитывать у населения “нулевую терпимость к любым проявлениям коррупции”. Как заявил член фракции партии в мажилисе Нурлан Абдиров, партия будет добиваться “воспитания у граждан антикоррупционной культуры, стойкого антикоррупционного иммунитета”.
Но главное, что предлагает партия (а устами партии у нас глаголит исполнительная ветвь власти) - это добиваться прозрачности использования каждого тенге заработанных средств госслужащими. И четкого мониторинга всех расходов чиновниками и членами их семей. Более того, в проекте антикоррупционной программы говорится, что партия намерена продвигать меры по широкому распространению практики размещения в свободном доступе информации о доходах и расходах государственных служащих.
“Нормой должно стать опубликование декларации не только о доходах государственного служащего и членов его семьи, но и в перспективе в рамках предстоящего всеобщего декларирования имущества граждан, перехода к массовому безналичному расчету, еще и расходах конкретного государственного служащего и членов его семьи. Это нормальная практика, которая должна быть внедрена в нашем обществе”, - заявил директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции КазГЮУ Марат Когамов.
Если посмотреть историю введения всеобщего декларирования, то госслужащие - всегда на передовой. Собственно, на них уже “обкатали” процедуру тотальной сдачи деклараций до 1 апреля: государственные служащие сдают ее уже много лет. Другой вопрос, что теперь аналогичную процедуру применят и к другим лицам, выполняющим государственные функции: работникам нацкомпаний, госпредприятий и бюджетникам. Процесс этот стартует уже с января 2016 года. А с 2017 года к ним присоединятся и все остальные граждане РК и лица, имеющие вид на жительство, старше 18 лет. Они должны будут заявить обо всем, что у них имеется: движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и т.п.
Процессу введения всеобщего декларирования предшествует амнистия в связи с легализацией имущества. То есть государство дает последний шанс объявить о наличии внезарплатных (то есть налоговыми органами не учтенных) денег, ценных бумаг или объектов недвижимости. Мол, сейчас все выведите на свет - будете жить спокойно, с “чистого налогового листа”. Но зато потом налоговые органы обещают не жалеть должников. Уже по действующей норме УК уклонение от уплаты налогов в бюджет грозит физическому лицу штрафом до трех тысяч МРП или тюрьмой до трех лет. Для юридических лиц наказание и того больше.
В будущем, вполне возможно, эти нормы будут еще более ужесточены.
Дело в том, что в стране развертывается большая кампания по борьбе с теневой экономикой. Легализация - одна, первая, из ее ступеней. Всеобщее декларирование - тоже ее часть.
Однако еще несколько лет назад, когда только появилась идея ввести всеобщее декларирование доходов, наблюдатели, среди которых звучало немало голосов и народных избранников, неоднократно говорили, что “обеление” только доходов ничего не даст. Необходимо увидеть соотношение доходов и расходов граждан, чтобы понять: кто - коррупционер, а кто - честный человек.
Видимо, поэтому в стране начали всерьез задумываться над тем, чтобы проверять: кто сколько зарабатывает и на сколько живет. Ведь нередки случаи, когда “честные” чиновники на не особо высокую зарплату госслужащего или бюджетника умудряются жить весьма и весьма нескромно: многочисленные объекты недвижимости (в том числе и за рубежом), дорогие машины и много других “благ цивилизации”, недоступных гражданам, получающим такую же зарплату, но не имеющим возможности “брать”. При этом большинство этих “благ” записано на многочисленных родственников (благо с этим в Казахстане проблем нет).
В общем, с введением всеобщего декларирования и доходов, и расходов объяснить ниоткуда взявшиеся средства будет ой как сложно.
Разумеется, по отработанной схеме начнут эксперимент с госслужащих с плавным распространением его на все остальные слои населения. Но...
Не все так легко, как на бумаге написано.
Если с чиновниками и бюджетниками все понятно, то как быть с самозанятыми? Правительство намерено в самое ближайшее будущее перевести почти два миллиона казахстанцев из этой категории в число участников МСБ (включая ИП), вынуждая “влиться” в законодательное поле. То есть платить налоги. Однако как это будет выглядеть и когда процесс “озаконивания” завершится - пока непонятно.
Равно как не ясна картина и с доходами тех, кто продает продукцию с собственных дач - например, тех же бабушек. Ведь процесс легализации доходов-расходов предполагает обязательное наличие чека о совершенной сделке. Как бабушка, продающая дачную морковку, будет пробивать чек, совершенно непонятно. То есть процесс внедрения всеобщего декларирования расходов предполагает обязательное наличие у всех субъектов рынка кассовых аппаратов, а еще лучше - POS-терминалов. Однако пока кассовые аппараты у нас выдают лишь владельцам ИП (и выше по бизнес-лестнице). Про POS-терминалы вообще говорить не приходится: норма об их обязательном наличии у бизнеса вроде как в законодательстве существует, однако наказание за их отсутствие все еще не применяется (государство, бизнес и банки никак не могут договориться между собой о размерах мзды за пользование терминалами и обеспечить необходимый стране объем наличия самих аппаратов).
В общем, проблем, связанных с планами введения всеобщего декларирования доходов и расходов, немало. Успеют ли власти реализовать желание правящей партии до заявленного 2025 года - ответ, скажем так, не очевиден.
Астана |