|
Вежливость ничего не стоит, но приносит очень много
Улыбка по тарифу
Вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев рассказал на днях удивительные вещи. По его словам, в мире есть некие датчики, которые устанавливаются в местах обслуживания иностранных туристов. По этим волшебным приборам можно определить, где больше туристов любят и как к ним относятся вообще.
Почему-то это сообщение вице-министра не попало в ранг сенсаций. Ведь теперь становится совершенно ясно, почему это в так называемых развитых странах между людьми отношения совершенно иные, чем, например, у нас. Почему никто там не лезет без очереди, не хамит, не толкается, не впяливается напряженно и подозрительно вам глаза в глаза, будто узнает в вас личного врага.
Вице-министр просто открыл нам причину всего этого, причем даже тем из нас, кто бывает “там” довольно часто, но природы столь поразительной разницы между “ими” и “нами” до сих пор не понимал. Оказывается, все так просто и технологично. Датчики. Сенсоры хамства и отсутствия должного воспитания.
Вот интересно, а если установить, скажем, датчики в аэропорту Алматы, какой уровень дружелюбия и гостеприимства они покажут? Или таксующая гопота, которая свирепо стережет туристов возле выхода эти датчики снесет сразу, а может, и с теми, кто их захочет установить быстренько разберется?
Можно еще попробовать установить волшебные приборы в алматинских автобусах. Правда, могут возразить: туристы в них не ездят. Это, конечно, правильно, что не ездят. И вполне понятно - почему.
Вообще же Нурлан Сауранбаев сказал, помимо сенсации про датчики очень даже нужные и крайне необходимые всем нам слова, например:
- Сейчас надо менять общее сознание населения и понять, что туризм может кормить население Казахстана.
Он также отметил, что гостеприимство есть важный аспект в туристической отрасли, и мы вообще должны стать дружелюбными.
Вот любопытно, почему эти слова звучат не из уст, скажем, наших религиозных лидеров, для которых морально-этическое воспитание паствы является приоритетным (наверное)? Или не из уст авторитетов в сфере культуры, не от наших писателей, философов, мыслителей, политологов, в конце концов? А вот вице-министр, для которого важна туристическая отрасль как источник прибыли, тот морально-этическим климатом в обществе озаботился. Пусть хоть в рыночном аспекте, но и на том спасибо.
Как когда-то пелось в известной песне “Битлз”: “Любовь нельзя купить”, а вот вежливость и хорошее воспитание, выходит, могут стать прибыльными. Представьте себе улицы Алматы, где каждый считает своим долгом сказать прохожему, которого слегка задел плечом: “Прошу прощения, сударь”. И при этом... улыбнуться.
Или сценка в очереди в кассу за билетами на поезд Алматы - Шымкент:
- Ой, простите, я, кажется, случайно встал впереди вас! Жара, знаете ли. Я ведь занимал за Вами...
- Ну что вы. Ничего страшного, бывает. Сегодня жарко, вы правы.
Или прилетаете вы в Алматы из Лондона. Перед выходом из зоны паспортного контроля - никакой своры диких шоферюг, везде указатели - куда пройти, чтобы сесть в чистый, комфортабельный автобус, который доставит вас за умеренные деньги в самый центр южной столицы, а еще лучше - стрелки к станции метро. И... датчики, датчики, датчики!
А теперь вернемся в Лон... То есть совершенно ясно, почему все эти сказки про приветливость и дружелюбие в Алматы, которые мы здесь попытались изобразить, - они “там” являются обыденной реальностью. Датчики и сенсоры, господа. А мы-то думали...
Как сказано в киноклассике: галантерейщик и кардинал спасут Францию. Нас же - жажда получать прибыль от туризма и технический прогресс.
Так сказать, ничего личного. |