Юлиана Жихорь
Последняя в текущей парламентской сессии пленарка мажилиса прошла быстро. Депутаты за полчаса рассмотрели три вопроса повестки дня. И даже не стали особо сопротивляться перспективе использования территории страны для транзита грузов в Афганистан
Речь идет о невоенных грузах, которые отправляются в Афганистан коалицией для стабилизации и восстановления Афганистана. Точнее, не всей коалицией, а только Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Причем казахстанские власти особо настаивали на невоенном содержании транспорта. Впрочем, скорее не невоенном, а небоеспособном. Потому как в соглашении, которое ратифицировал мажилис, речь идет и о “специальном” грузе.
Аналогичные соглашения у нас уже есть с рядом других государств. В частности, еще в 2009 году Астана дала добро на наземный транзит через свою территорию невоенных грузов США для тыловой поддержки военного контингента Соединенных Штатов в Афганистане.
Новое соглашение с Лондоном предусматривает обеспечение транзита грузов британской стороны через территорию Казахстана железнодорожным и морским путями. “Железнодорожный транзит будет проходить через пункты пропуска на границе Казахстана с Кыргызстаном и Узбекистаном с одной стороны и на границе с Россией - с другой, - сообщил депутатам министр иностранных дел
Ерлан Идрисов. - Транзит морским путем будет проходить через наш порт Актау. Мы знаем, что Каспийское море - это чувствительная зона, поэтому в ходе переговоров обговорили все аспекты транзита груза через Актау с тем, чтобы были соблюдены наши позиционные аспекты с точки обеспечения мира и безопасности на Каспийском море. Поэтому через порт Актау будут провозить только грузы, не имеющие опасного и военного характера. Специальные грузы будут провозить только железнодорожным путем”.
Впрочем, в ходе обсуждения выяснилось, что есть возможность провозить специальное оборудование и воздушным путем. Депутаты попытались было возмутиться, но министр им напомнил, что соответствующее соглашение о такой поддержке установлению мира в Афганистане Казахстан подписал с антитеррористической коалицией еще с десяток лет назад - это договор о создании авиамоста. А потому - все законно.
Зато Идрисов сообщил, что британцы обратили внимание на Казахстан не по причине его поддержки антитеррористических мер, а опасности южного маршрута. В частности, нестабильности в Пакистане. “Северный путь” по стоимости гораздо дороже. К тому же некоторые страны стали взвинчивать цены на транспортировку по своей территории. “Мы посчитали это морально неоправданным. Поэтому мы устанавливаем те тарифы, которые действуют у нас на недискриминационной основе”, - сказал Идрисов.
Депутаты, одобрив ратификацию соглашения, переключились на депутатские запросы. Видимо, все еще находясь под впечатлением от отчетов по исполнению бюджетов за прошлый год, многие из обращений мажилисменов к членам Кабмина касались финансовых вопросов.
Так, например, народный коммунист Турсунбек Омурзаков недоволен слишком высоким уровнем бюджетных субвенций в регионы. По данным Минфина, в прошлом году они составили 26,4 процента от общего объема доходов местных бюджетов. “На сегодняшний день 13 из 16 регионов Республики Казахстан являются зависимыми от республиканского бюджета, то есть неспособны решать задачи по социально-экономическому развитию территории за счет внутренних финансовых источников”, - делает вывод из этих цифр депутат. Но... Счетный комитет выяснил, что принцип выравнивания уровней бюджетной обеспеченности в разрезе регионов не соблюдается, выделение из республиканского бюджета субвенций производится в объемах, многократно превышающих доходы местных бюджетов, наряду со значительным увеличением размеров, выделяемых из республиканского бюджета целевых трансфертов и кредитов.
“Вследствие некачественного прогнозирования поступлений в местные бюджеты допускаются значительные расхождения планируемых и фактических показателей, - возмутился Омурзаков. - Сумма излишне выделенных регионам субвенций за 2011-2013 годы по причине расхождений в расчетах составила 173 миллиарда тенге, в результате занижения прогнозных показателей местных бюджетов - 103 миллиарда тенге, увеличения расходов местных бюджетов на затраты капитального характера и по программам развития - 839,9 миллиарда тенге. В связи с необоснованным применением повышающих коэффициентов объемы неполученных республиканским бюджетом изъятий от г. Алматы и излишне выделенных субвенций г. Астане составили 156,4 миллиарда тенге”.
И депутат задал резонный вопрос: “Почему и доколе?”. А главное, как стимулировать интерес регионов к развитию собственных источников доходов, если из Астаны сыплются легкие деньги.
Астана |