Ботагоз Омар
Взаимодействие нашей страны в рамках Таможенного союза напоминает дорогу с односторонним движением. Для того, чтобы казахстанский бизнес мог извлекать больше выгод от сотрудничества на евразийском пространстве, переговорщики должны быть более активными и взвешенно подходить к каждому документу. Так считает директор Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Султан Акимбеков
По словам директора ИМЭП, по итогам прошлого года импорт из России трехкратно превысил казахстанский экспорт: 18 миллиардов американских долларов против 6 миллиардов. По белорусским товарам цифра и вовсе расходится десятикратно - мы экспортировали в эту страну товаров на 80 миллионов долларов США, в то время как в Казахстан было ввезено продукции на 700 миллионов долларов.
При эффективной работе бизнес-структур в переговорном процессе плюсы интеграции, однако, очевидны, учитывая, что потребительский рынок для казахстанских предпринимателей возрастет с нынешних 17 до 170 миллионов человек.
“В целом, я считаю, хорошо, что мы находимся в тесных отношениях с Россией, так как у нас нет открытого доступа к морю. Мы критически зависим от транспортных путей, которые проходят через РФ”, - считает Султан Акимбеков.
Выступая на площадке XII Евразийского медиафорума в Астане, он подчеркнул, что данное сотрудничество должно быть только экономическим. Он напомнил, что при создании Европейского союза страны выравнивали экономические и социальные параметры. По мнению эксперта, такому примеру должны последовать Казахстан, Россия и Беларусь.
С этого года представители Национальной палаты предпринимателей (НПП) входят в переговорную команду в рамках союза трех государств. Они принимали активное участие в обсуждении проекта договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который был подписан в Астане 29 мая лидерами трех государств.
“Палатой было внесено 120 замечаний и предложений. И сухая статистика такова, что около 90 процентов, то есть подавляющее большинство предложений бизнеса, стали официальной позицией казахстанской переговорной группы, которые мы смогли отстоять и вложить в итоговую редакцию договора. Практически по всем разделам были выработаны консолидирующие позиции предпринимательского сообщества. Они постоянно доводились до сведения уполномоченных органов, и теперь можно со всей уверенностью утверждать, что в функциональной части проекта договора удалось достигнуть существенного прогресса в формулировке базовых соглашений 2010 года”, - отметил заместитель председателя НПП Рахим Ошакбаев.
По его словам, по сравнению с нашими соседями по Таможенному союзу в Казахстане более тесно выстроено взаимодействие бизнеса и власти. “Работая с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), мы с удивлением обнаружили, что уровень транспарентности при принятии решений, степень учета интересов бизнеса в Казахстане несоизмеримо выше, чем в России, Беларуси и в ЕЭК”, - отметил представитель НПП.
Он добавил, что работа по совершенствованию этих процедур ведется. К примеру, сегодня разрабатывается новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который содержит очень много прогрессивных норм. Кроме того, за каждой из стран на паритетной основе закреплена разработка того или иного технического регламента. “Пока в их нынешней редакции есть недостатки: избыточное регулирование либо, наоборот, отсутствие надлежащей защиты прав потребителей. Мы этот вопрос ставим и совместно работаем над устранением имеющихся технических барьеров в торговле. Благо, что отлаженные процедуры в рамках “тройки” позволяют сделать это. Поэтому сегодня есть все шансы серьезно повысить качество и технического регулирования, и таможенного администрирования”, - резюмировал Рахим Ошакбаев.
Астана |