Юлиана Жихорь
О транзите и миграции
Парламентарии часто критикуют исполнительную ветвь власти, что-де та прогнозировать плохо умеет. Однако, как доказало недавнее посещение мажилиса министром нефти и газа, некоторые прогнозы у Кабмина получаются весьма неплохо
На последнем пленарном заседании парламентарии рассмотрели проект закона “О ратификации Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через территорию Республики Казахстан в Китайскую Народную Республику”. Как отметил министр нефти и газа Узакбай Карабалин, основная цель документа - создание условий для транзита российской нефти в КНР через казахстанскую территорию. Пока предусматривается, что ежегодно через Казахстан будут перекачивать 7 миллионов тонн, в будущем возможно увеличение до 10 миллионов. Причем в соглашении закреплено право казахстанской стороны осуществлять замещение российской нефти казахстанской при условии передачи в конечном пункте маршрута нефти в таком количестве и такого качества, как это предусмотрено договором о транспортировке.
В законопроекте закрепляется и стоимость транспортировки нефти. Причем цена фиксируется на пять лет. Народный коммунист
Турсунбек Омурзаков удивился. Мол, у нас власти тарифы на ЖКХ и один год удержать не могут, а тут нефть и пять!
“Тариф многократно рассматривался и является тарифом, удовлетворяющим обе стороны. Это тариф единый, и он сохраняется в течение пятилетнего периода. Такого рода соглашение у нас не впервые, мы и по газопроводу имеем тарифы на несколько лет, в том числе закрепленные тарифы. Это нормальная практика, если стороны считают для себя это выгодным”, - ответил депутату Карабалин.
Депутаты поворчали, но законопроект одобрили, отправив его в сенат. И приступили к другому “транзитному” соглашению - о возможности транзита через территорию Казахстана военного имущества и персонала связи с участием Вооруженных сил Италии в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана.
Документом предусмотрено, что Астана разрешает полеты воздушных судов (при условии четкого исполнения ими команд с земли и оплаты аэронавигационных сборов) и прохождение железнодорожных составов (причем количество военного имущества, одновременно находящегося на территории Республики Казахстан, должно быть строго ограничено одним железнодорожным составом).
Еще одна ратификация - Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море. Документ предусматривает сотрудничество Прикаспийских стран в борьбе с терроризмом и оргпреступностью, с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, с отмыванием доходов, незаконной миграцией и многим другим.
Вместе с тем депутаты предлагают принять меры по активизации “национальной миграции” в Казахстан. Мажилисмен Нурлан Жазылбеков предложил создать отдельное ведомство, которое будет заниматься вопросами оралманов и диаспоры.
“Подлежит критике работа Всемирного сообщества казахов, направленного на укрепление культурных связей, - говорится в его депутатском запросе на имя премьер-министра. - Оно является всего лишь общественной организацией, поэтому очень важно создание агентства государственной миграции и диаспоры”.
По словам депутата, это ведомство крайне необходимо именно сейчас, когда Казахстан подписал Договор о Евразийском экономическом союзе. “Мы должны сейчас с широкими объятиями встретить наших соотечественников и создать им все условия для возвращения на историческую родину”, - заявил он.
Напомню, что, согласно закону, ответ от премьер-министра должен последовать не позднее, чем через месяц.
Астана |