Юлиана Жихорь
Мажилис одобрил проект закона об амнистии в связи с легализацией имущества. Теперь споры вокруг грядущего выведения из тени миллиардов (а их ожидается до 12) долларов будут вести сенаторы. Впрочем, на главный вопрос: останутся ли ненаказанными коррупционеры, ответ уже дан
Нынешняя легализация имущества (включая деньги) существенно отличается от прежних. В первую очередь потому, что выведение из тени средств (а их, по прогнозам правительства, ожидается около 10-12 миллиардов долларов) требуется для прямого инвестирования в экономику. К сожалению, и это признали как эксперты-экономисты, так и власти, сегодня реализация глобальных планов инновационно-индустриального развития сталкивается с элементарной нехваткой денег. Уровень притока инвестиций из-за рубежа существенно снизился по причине продолжающейся нестабильности в мировой экономике. И, несмотря на ранее озвучивавшиеся ожидания роста интереса инвесторов в развивающиеся рынки (включая казахстанский), сегодня инвесторы предпочитают занять выжидательную позицию.
Многие уже работающие в Казахстане инвесторы (ярчайший тому пример Лакшми Миттал) вынуждены сокращать объемы производства по причине снижения мирового спроса на продукцию. К тому же зарубежные компании сегодня избирают политику поддержки ВВП в собственных странах для поддержания общемирового экономического роста. В этих условиях говорить о развитии производств в Казахстане, и тем более о запуске новых, весьма затруднительно. Даже несмотря на перспективу экспорта их на рынки Евразийского экономического союза.
В связи с этим правительство РК вынуждено пойти на шаг, который, по расчетам властей, должен, с одной стороны, увеличить налогооблагаемую базу в будущем, с другой - дать в достаточно короткий период (а процесс легализации продлится 16 месяцев) необходимый для реализации ПФИИР объем долгих денег. Именно этим объясняется решение властей предоставить для граждан несколько механизмов “обеления” денег: инвестировать их в экономику через покупку ценных бумаг (в том числе и акций в рамках программы “Народное IPO” государства и квазигосударственого сектора), участвовать в приватизации гособъектов или хранить на спецдепозитах в БВУ (причем в течение пяти лет). Или забрать средства, заплатив налог в 10 процентов от суммы легализуемого.
Второе существенное отличие от прошлых легализаций - это ее срок. Весьма длительный. При этом легализация предваряет введение всеобщего декларирования доходов, которое предусматривает в дальнейшем весьма суровое наказание за уклонение от уплаты налогов.
К тому же за время до момента введения декларирования власти намерены провести масштабную работу по усилению контроля за перетоком средств за рубеж, включая деофшоризацию экономики. Последнее должно сопровождаться одновременным внедрением пакета стимулирующих мер для казахстанского бизнеса. Аналогичная работа сегодня проводится и в других странах ТС.
Таким образом, ожидающаяся легализация станет лишь первой ступенью по большой запланированной работе по борьбе с теневой экономикой, причем не только Казахстана, но и Евразийского экономического союза. Впрочем, такие же меры сегодня принимаются и правительствами других государств.
Ключевой вопрос, который сегодня вызывает сомнение у граждан страны: получат ли “всепрощение” многочисленные чиновники, нажившие “благосостояние” отнюдь не законным путем. Коррупционные скандалы последних лет (и есть все основания полагать, что их число в будущем будет только расти) показывают, что объемы противозаконных действий представителей исполнительной ветви власти весьма и весьма велики, а процент раскрываемости таких преступлений - наоборот.
Согласно законопроекту “Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества” и дополнениям в ряд других законодательных актов по этой теме легализации не подлежит имущество (включая деньги), полученное в результате в том числе и коррупционных преступлений. Впрочем, на этапе легализации будут учитываться лишь доказанные судом (или находящиеся под следствием) факты (согласно статье 5 законопроекта запрещено проводить какие-либо процессуальные действия на основании информации, полученной при проведении легализации имущества). Однако, как пояснили в Министерстве финансов, если в будущем в ходе проведения оперативных мероприятий, “не связанных непосредственно с полученной в ходе проведения легализации информацией о легализованном имуществе”, следователями будет установлен факт легализации имущества, полученного в результате коррупционных правонарушений, то “результаты такой легализации, к примеру, решение комиссии о легализации, будут отменены, в том числе при необходимости в судебном порядке”.
Астана |