Ботагоз Омар
Не успели главы трех государств подписать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), как у новой международной организации появилась новая задача - войти в первую тройку интеграционных объединений мира к 2050 году. По мнению казахстанских экспертов, учитывая потенциал евразийского пространства, это вполне достижимо
Предложение войти в первую тройку лидеров 300 интеграционных объединений мира к 2050 году президент Казахстана озвучил в конце апреля этого года, выступая с лекцией в Московском государственном университете имени М. Ломоносова. При этом Нурсултан Назарбаев отметил, что в этом особенно важна роль российской экономики. “Развитие нашего объединения должно базироваться на принципах экономического прагматизма, ответственности, эволюционности развития и открытости Евразийского экономического пространства”, - отметил казахстанский лидер.
Он напомнил, что Казахстан реализует новую стратегическую долгосрочную программу до 2050 года. Президент подчеркнул, что задачи, поставленные в ней, - не футуристические мечты. Так, в 1997 году, когда по инициативе главы государства приняли Стратегию “Казахстан-2030”, казалось сложным войти в число 50 наиболее конкурентоспособных экономик мира. Тем не менее в рейтинге Doing Business 2013 наша страна заняла 49-ю позицию, за 15 лет перепрыгнув с 72-го места. Казахстан смог достичь этой планки досрочно.
Теперь же страна стремится в клуб 30 наиболее развитых стран мира. “Мы намерены достичь этой цели как суверенная достойная часть общего евразийского геоэкономического пространства, и нам всем надо ставить такую высокую планку перед собой”, - заявил Нурсултан Назарбаев, выступая в Москве.
По мнению первого заместителя директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) Лейлы Музапаровой, ЕАЭС имеет большие перспективы и вполне может стать таким же крупным региональным проектом, как Европейский союз или НАФТА.
“ЕАЭС имеет все шансы на то, чтобы стать крупнейшим глобальным проектом, который в дальнейшем по мере своего развития и углубления интеграции, а также по мере расширения и вовлечения новых стран-участниц сможет оказывать влияние на мировые экономические и политические процессы и в целом даже менять глобальную архитектуру”, - считает Лейла Музапарова.
Союз трех стран - это не только 16,4 процента земной суши, занятой странами региона, где проживает 4,4 процента населения мира, но и 25 процентов разведанных в мире базовых видов полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в диапазоне от 30 до 40 триллионов долларов. Так, на долю региона приходится не менее 40 процентов запасов планеты в природном газе, 25 процентов каменного угля, 20 процентов нефти, 25 процентов леса, 13 процентов пахотных земель и 11 процентов пресной воды.
Еще одно преимущество в географическом положении “тройки”, расположенной между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Через развитие транспортной инфраструктуры страны могут активизировать торговые потоки между Европой и Азией, неплохо зарабатывая на этом. В сфере железнодорожного транспорта такой проект между Казахстаном, Россией и Беларусью уже запущен в Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК).
“Безусловно, в пользу глобального будущего ЕАЭС говорят присущие лидерам объединившихся стран наряду со взвешенным прагматизмом амбициозность и смелость глав наших государств, бросивших своего рода вызов Западу, открыто критикующему экономическую интеграцию на евразийском пространстве”, - считает представитель КИСИ.
Для Казахстана участие в процессе интеграции дает выход к морю через Россию, имеющую доступ к трем мировым океанам. Кроме того, новые горизонты для бизнеса открывает десятикратное увеличение потребительского рынка с 17 до 170 миллионов. “Одним словом, ЕАЭС даст Казахстану доступ к мировым рынкам, создаст емкий внутренний рынок в пределах единой таможенной территории и улучшит условия для транзита товаров”, - отметила Лейла Музапарова.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |