|
Ольга Шишанова
Страны ЕС в очередной раз решили преподать “зеленый” урок Казахстану, сделав особый упор на сокращение интенсивности использования природных углеводородов
В рамках VII Астанинского экономического форума, выступая с “пламенной” речью о важности экономики для развития европейского бизнеса, глава представительства ЕС в РК Аурелия Бушез тщательно расписывала преимущества глобальных программ в области инноваций в странах Европы, словно давая понять, что, дескать, те пути, по которым сегодня Евросоюз движется к светлому будущему в “зеленой” экономике, сомнению никак не подлежат. В то время как Казахстану следовало бы умерить свои аппетиты в потреблении углеводородов и увеличить расходы на внедрение системы торговли выбросами углекислого газа, поскольку зарубежные эксперты уверены, что в противном случае в стране может случиться экологическая катастрофа.
В столь “железных” доводах свою коллегу поддержала и старший региональный советник ЮНЕП Нара Лувсан, по словам которой выходило, что в республике за последние 50 лет в три раза увеличилось потребление воды, казахстанский бизнес никак не реагирует на экологические вызовы, в то время как европейским экспертам приходится делиться со странами Центральной Азии, в том числе и с Казахстаном, не только своими опытом и достижениями, но и финансами.
Тот же Европейский инвестиционный банк буквально на днях предоставил Казахстану первые займы, которые, как надеется Лувсан, будут направлены на развитие “зеленых” технологий в республике.
Директор отдела экономического развития ЮСАИД в ЦА (Центральная Азия) Майкл Трублад пошел в своих доводах еще дальше. По его глубокому убеждению, которое не изменилось с выступления на АЭФ прошлого года, Казахстану просто-таки жизненно необходимо сократить интенсивность потребления природных углеводородов. Любопытно, что представитель ЮСАИД при этом ни словом не обмолвился ни о сокращении их добычи на территории республики, ни тем более об их экспорте в страны Евросоюза, у которых в последнее время на фоне общемировых событий, как известно, сложилась весьма проблематичная ситуация с их наличием. Отчего-то Трублад решил в этом вопросе в качестве примера для Казахстана привести опыт США, которые, как известно, первыми ввели систему торговли квотами на выбросы углекислого газа, однако на сегодняшний день занимают лидирующее положение в мире по уровню загрязненности ими атмосферы.
А вот лауреат Нобелевской премии профессор Святослав Тимашев, в отличие от своих зарубежных коллег, считает, что все проблемы экологического характера в Казахстане - от изменения климата. Одновременно утверждая, что климат между тем “изменяется по времени не быстро”. “Мы все говорим о чистой энергии, но забываем об экологических катастрофах”, - считает ученый, подчеркивая, что на них-то как раз и надо было бы обратить внимание еще в 2007 году, поскольку “в это время много чего произошло”. А ведь именно Казахстан, опередив в этом ООН и страны Запада, предложил на фоне экологических вызовов в то время перейти “к национальным планам действий”.
Но про этот момент почему-то те же страны ЕС предпочитают не вспоминать, вся их стратегия в отношении стран ЦА, в том числе, как уже говорилось, и Казахстана, сводится к “соответствующим” рекомендациям, подписанию меморандумов о непонятном сотрудничестве и предоставлению абсолютно не бесплатных траншей на мероприятия, которые вроде бы должны проходить под “зеленым” флагом, а на самом деле сводятся к соблюдению своих интересов как ЕС, так и США, на территории Казахстана.
Астана |