|
Ольга Шишанова
В столице Финляндии состоялся Международный водный форум, на котором одним из обсуждаемых вопросов стала водная проблема в Центральной Азии (ЦА), в том числе в Казахстане
Нынешний форум, по сути, мало чем отличался от предыдущего (прошедшего в Индии), с одной существенной разницей - он был ориентирован, скорее, не на решение водных проблем как таковых, а оказался своеобразной презентацией многочисленных фирм и компаний, занимающихся поставками различного водного оборудования, которое зарубежные специалисты, несомненно, были бы рады “сплавить” странам ЦА, в том числе и Казахстану, “усиленно нуждающимся” в таковом.
В подтверждение “очень серьезных водных проблем”, которые вроде как, по замыслам и домыслам зарубежных ученых, ожидают Казахстан в самое ближайшее время, было представлено несколько разработок, спонсируемых Азиатским банком развития, причем самые относительно “дешевые” мысли обошлись “всего” в миллион долларов.
Например, по словам доктора Микко Пункари, коллегиально представившего программу “Водные ресурсы и адаптационные интервенции в Центральной и Западной Азии”, основной проблемой должно стать уменьшение речного стока от усиленного таяния ледников с одновременным увеличением количества оползней и селей.
Одновременно уменьшение в три раза стока реки Амударьи и увеличение потребления воды из реки Сырдарьи до 40 процентов к 2050 году может привести к экологической катастрофе зону Аральского моря. Такие прогнозы, по данным ученого, основаны на предполагаемых пяти различных сценариях проекта по адаптации и изменению климата в странах ЦА, разработанных Финским метеорологическим институтом и компанией “Будущее воды” из Нидерландов.
Проект, как уже упоминалось, финансируется АБР, он находится в индивидуальной разработке второй год, а значит, не может учитывать всех технических и иных нововведений, которые за последние пару лет были применены как в Казахстане, так и в других странах ЦА.
На вопрос, что же на самом деле можно сделать Казахстану с недоработками в трансграничной водной политике, пересыханием Арала, попытками сохранения ледников, зарубежные исследователи только разводили руками и восклицали, что, дескать, да, Казахстану и впрямь приходится не сладко, и наперебой зачем-то предлагали свое водное оборудование, которое “настоящая панацея” от создавшихся проблем.
Но было любопытно другое.
Ученые умы никак не принимали в расчет ни Государственную программу РК по управлению водными ресурсами на 2014-2040 годы, ни стремление Казахстана к поиску и внедрению инноваций - как в области водного сектора, так и в применении “зеленых” технологий, считая, что лишь постулаты предлагаемой ими программы единственно верные и “обжалованию не подлежат”.
Это создание резервуаров в целях обеспечения запасов воды для орошаемых полей, построение дамб на паводковых реках, диверсификация сельскохозяйственных культур, в том числе с применением методов капельного орошения, и т.п.
Между тем эти постулаты, если так можно выразиться, для Казахстана давно пройденный этап.
Поэтому было непонятно, каким образом подобные программы, расплачиваться за которые будут потребители из собственного кармана, могут быть интересны и выгодны стране, которая давно не является страной третьего мира. Разве что с точки зрения внедрения чьих-то идей от имени “более продвинутых” в этом отношении “зеленых” стран, которые никогда не упустят свою выгоду.
Астана - Хельсинки - Астана |