Юлиана Жихорь
Верхи хотят, низы не могут
На последней предпраздничной пленарке мажилисмены сделали “подарок” профсоюзам, рассмотрев о них соответствующий закон, и местным акимам, “разрешив” (тоже в первом чтении) им самостоятельно корректировать бюджет без одобрения центра
Законодательство о профессиональных союзах давно было под пристальным вниманием как работников, так и работодателей. Ибо, следует признать этот факт, профсоюзы в Казахстане - явление скорее аморфное, нежели реально действующее. Акции, которые устраивают европейские профсоюзы, пытаясь пролоббировать свои требования, вызывают в казахстанских коллегах приступ зависти. Впрочем, попытки устроить такие же “забастовки” у нас закончились внесением соответствующих поправок в “карательное” законодательство. Так что нашим остался только один путь - исключительно переговорный процесс до победного конца.
Как сообщила министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, законопроектом “О профсоюзах” “вносится множество новшеств”: “Расширение полномочий, четкие разграничения функций комиссий по социальному партнерству, по уровню регулирования трудовых решений. ...Законопроектом предлагается определить статус и выстроить деятельность профсоюзов на принципах ассоциированности социального партнерства”.
Фактически законопроект направлен на выстраивание этакой вертикали профсоюзного движения: от низов к центру.
Несмотря на то, что депутаты единогласно поддержали документ, еще месяц назад глава Конфедерации труда Казахстана и бывший депутат мажилиса парламента Серик Абдрахманов заявлял, что “желание собрать все в один кулак у Абельгазы Кусаинова (председатель Федерации профсоюзов Казахстана. -
“НП”) в Федерации профсоюзов Казахстана - это смешно, это глупо”.
Впрочем, первое чтение - это, по сути, лишь концептуальное одобрение документа мажилисменами. Возможно, в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению документ поменяется.
Вторым важным законопроектом, который депутаты одобрили в первом чтении, стали поправки в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования бюджетного законодательства. Самое главное новшество - расширение полномочий местных акимов по управлению собственными бюджетами. Как рассказал министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, “в целях повышения гибкости исполнения бюджета предусматривается возможность перераспределения средств между бюджетными программами развития: в объеме не более 5 процентов без рассмотрения на РБК, от 5 до 10 процентов - с рассмотрением на Республиканской бюджетной комиссии”.
Кроме того, местные исполнительные органы могут перераспределять средства внутри одной бюджетной программы по целевым трансфертам на развитие между регионами в объеме не более 10 процентов, а средства между местными бюджетными инвестиционными проектами в объеме не более 10 процентов внутри одной бюджетной программы по целевым трансфертам на развитие.
“Это позволит повысить эффективность и оперативно перенаправлять средства на проекты, реализуемые с опережением. С предоставлением самостоятельности вводится ответственность акимов за недостижение результатов по целевым трансфертам, в том числе при полном освоении бюджетных средств”, - заявил министр.
Впрочем, угроза “ответственности за недостижение” звучит по всей вертикали власти не первый год. И пока, несмотря на хроническое неисполнение бюджета и неисполнение индикаторов, никто наказан не был. Ни сверху, ни снизу.
Астана |