|
Ольга Шишанова
Объекты будущего ЭКСПО-2017 после эксплуатации будут нуждаться в профессиональном управлении, которого в Казахстане, по мнению экспертов, пока нет. В противном случае их ожидает та же судьба простоя, что и объекты зимних Азиатских игр 2011 года
Об этом “НП” сообщил председатель оргкомитета проходящей Недели коммерческой недвижимости в Астане Асхат Исабеков. По его мнению, в республике нет специалистов, нет менеджмента, который бы мог управлять подобной недвижимостью, если не превратив ее в идеале в коммерческую, то хотя бы добившись самоокупаемости.
“Будущая выставка ЭКСПО-2017 показывает, к сожалению, для меня лично, как для гражданина Казахстана, что, в основном, предпочли работать с иностранцами. Практически по всем параметрам”, - сетует Исабеков. “И это логично, наверное, потому что передовые технологии пока не у нас здесь”, - добавляет он.
Почему в Казахстане нет подобных передовых технологий, которые, как считает Асхат Исабеков, “наверное, в ближайшие 10-20 лет не появятся”, это потому, что отсутствуют возможные площадки, на которых бы проходило обсуждение для тех же бизнес-сообществ - как все это надо делать, и отсутствуют школы по развитию специализации управления коммерческой недвижимостью.
Трудно не согласиться с мнением экспертов, что сегодня объектами в Казахстане, которые могли бы не только приносить доход, но даже просто грамотно эксплуатироваться, за редким исключением управляют люди, которые “в большей степени прошли через какие-то другие практики”.
В качестве примера Исабеков приводит столичный стадион “Астана-Арена”, который сегодня не используется по прямому назначению, хотя в проект его создания изначально была включена многофункциональность. А это значит, что при разумном подходе и правильном менеджменте на стадионе можно было не только проводить международные спортивные соревнования по различным видам спорта, но и различные мероприятия - от рок-концертов до выставок и конференций.
“Оставшиеся спортивные объекты после проведения “Азиады-2011” - это пример абсолютно бездарного управления наших спортивных сооружений, в то время как в Европе даже недельный подобный простой уже считался бы провальным проектом”, - говорит Асхат Исабеков, ссылаясь в этом случае на международные примеры.
Если, например, обратиться к проведению недавней зимней Олимпиады в Сочи, то, оказывается, и там не все было гладко в этом плане. По мнению специалистов, не вся инфраструктура была построена с учетом использования ее в дальнейшем в коммерческих целях. Однако большинство проектов “были ориентированы на здравый подход и понимание, как нужно дальше зарабатывать на этом деньги”. Например, медиацентр по окончании проведения игр переоборудовали под торговый центр.
Впрочем, если вернуться к некоторым показательным, хотя и единичным примерам, как правильно можно и нужно эксплуатировать спортивные сооружения, оставшиеся после казахстанской Азиады, то можно было бы упомянуть о столичном велотреке, где сегодня “открыты двери для обычных людей, сделаны приемлемые цены, и народ весьма активно занимается там спортом”. И даже пусть, по словам экспертов, администрация здания не сможет окупить его, потому что “все-таки миссия этого здания не в этом”, но, по крайней мере, “они покрывают затраты”.
Что касается объектов будущего ЭКСПО, то весьма вероятно, что по окончании выставки ими будут управлять иностранцы. “Будут присутствовать российские, европейские и американские специалисты, потому что у нас пока здесь, в Казахстане, локальных профессионалов управлять такими объектами нет”, - утверждает Исабеков, подчеркивая, что “это его личная оценка”.
Астана |