|
Ботагоз Омар
Несмотря на введение с начала этого года утилизационного сбора на автомобили в России и Беларуси, казахстанские автопроизводители строят планы по увеличению экспорта отечественной продукции прежде всего в страны Таможенного союза. Введут ли такой новый вид налога на территории нашей страны, пока неизвестно, но члены Кабмина заявляют, что они смотрят на эту проблему “шире” и вводят целую систему утилизации. Тем не менее рынки стран “тройки” для нашего автопрома пока закрыты
Как ранее заявляла министр экономической интеграции Жанар Айтжанова, переговоры по вступлению Казахстана в ВТО могут остановиться, если в Казахстане введут утилизационный сбор на авто в таком же виде, как и в России. Ведь такой налог, как правило, вводят на все виды авто, включая отечественные. И если государство для поддержки зарождающейся казахстанской промышленности решит пойти на прямое субсидирование или льготы (как это сделали в России), то по уже известному примеру такие меры чреваты недовольством Японии и Евросоюза.
Изначально Россия ввела так называемый утилизационный сбор для защиты отечественного автопрома при вступлении в ВТО. При этом в РФ должны были компенсировать убытки, связанные с поэтапным снижением импортных таможенных пошлин на импортные автомобили. (Таким было одно из условий при вступлении в эту авторитетную всемирную организацию.) Вот они и решили включить в список льготников своих производителей, а также производителей Казахстана и Беларуси. Но после бурных обсуждений, инициаторами которых стали производители японских и европейских авто (заинтересованных в расширении своего импорта на территории ТС), Россия все-таки ввела утилизационный сбор для всех автомобилей, произведенных как внутри своей страны, так и на территории “тройки”.
Эти меры больно ударили по отечественному автопрому, так как уровень этого сбора составляет не менее 15 процентов от их стоимости.
Более того, с 1 марта этого года подобный утилизационный сбор ввели в Беларуси, что стало для нас закрытием еще одного экспортного рынка.
Комментируя этот вопрос “НП” на недавней пресс-конференции, первый вице-министр индустрии и новых технологий
Альберт Рау отметил, что утилизационный сбор в том виде, в каком его предлагает Россия, вводить в Казахстане нельзя. “У нас вопрос стоит шире, и он в компетенции только Министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов. Речь идет в целом о системе утилизации, и не только автомобилей, но и всего, что, собственно, подлежит утилизации”, - сообщил представитель МИНТ.
Судя по всему, несмотря на текущую ситуацию, казахстанские производители совсем не желают корректировать свои планы. В минувшую пятницу о них в ходе заседания совета национальных инвесторов с участием президента РК рассказал глава группы автомобильных компаний Allur Group, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев.
По его словам, в ходе второй пятилетки индустриализации объем производства автопрома достигнет 190 тысяч автомобилей в год, из которых 90 тысяч планируют экспортировать в страны ТС. К примеру, более 70 процентов автомобилей Ssang Yong Nomad (мощностью 25 тысяч в год), по мнению бизнесменов, будет отправляться “за бугор”. И так как в прошлом году завод Hyundai Auto Trans уже поставлял в Беларусь первую партию своих грузовиков и автобусов, компания намерена более половины своей продукции отгружать на рынки Сибирского, Дальневосточного регионов России, стран Азии и Закавказья.
“У нас 2014 год динамичный, и мы поставили задачу именно экспортного потенциала, насколько мы можем серьезно конкурировать в рамках ТС”, - многозначительно подчеркнул Андрей Лаврентьев, обращаясь к главе государства.
Он добавил, что конкурентоспособность автомобильной отрасли Казахстана очевидна, так как все предприятия новые и не имеют старого тяжелого наследства. Как результат, по словам Андрея Лаврентьева, на сегодняшний день автомобили в Казахстане ниже стандарта евро-4 не выпускаются, а до начала следующего года в стране планируется наладить выпуск автомобилей евро-5.
Что касается программы утилизации, то в Казахстане насчитывается 3,5 миллиона автомобилей, из которых 2 миллиона имеют не менее чем 20-летний срок эксплуатации. “Это основная проблема экологии и, к сожалению, аварий на дорогах. Здесь мы достаточно серьезно проработали мировой опыт создания системы утилизации, это тоже серьезная большая отрасль может возникнуть. Мы ее просчитали, сделали достаточно хорошие исследования. Помимо того, что это стимулирует человека приобретать новые автомобили, естественно, казахстанского производства, это еще и обновляет парк, это серьезная работа с точки зрения экологии”, - добавил он.
По статистике ассоциации, ежегодно в Казахстане в утилизации нуждается около 60 тысяч автомобилей. “Здесь работа будет вестись, есть огромный потенциал для роста автомобилестроения в этом секторе”, - подчеркнул глава ассоциации.
“Автомобили, которые мы выпускаем, должны отвечать современным требованиям экологичности. По двигателям, по сжиганию. Поскольку мы создаем новую отрасль, необходимо заранее ставить задачу, чтобы на этих предприятиях было внедрено последнее инновационное оборудование”, - резюмировал Нурсултан Назарбаев.
Астана
Справка “НП”
С 2008 по 2013 год объем производства автопрома вырос в 11,5 раза, что в денежном выражении составляет 156 миллиардов тенге. В 2013 году оборот всех предприятий отрасли достиг более одного миллиарда долларов США, покрыв 22 процента всего казахстанского рынка. В ближайшие годы объем продаж внутреннего рынка может достичь 300 тысяч автомобилей на сумму 6 миллиардов долларов США, из которых, по прогнозам Ассоциации казахстанского автобизнеса, 40 процентов будет производиться отечественными предприятиями. |