|
Осторожный человек не делает сам все ошибки - он дает шанс и другим
Премьерская доля
Почему уходят премьер-министры? Это одна из самых любимых тем для рассуждений. Но теперь тема приобрела новую ипостась: можно нынче порассуждать, почему эти, ушедшие когда-то премьеры стали снова возвращаться?
Последняя премьерская зима Серика Ахметова выдалась нетеплой. Уже в октябре, после расширенного заседания правительства и критики в его адрес со стороны главы государства, поползли всяческие мнения о том, что, мол, “скоро правительство...”. Но ползучие мнения у нас отнюдь не критерий чего-нибудь осязаемого. Ползут они повсеместно и каждодневно. Поэтому ориентироваться на них - все равно что сходить на базар и пообщаться с тамошними “политологами”, многое можно почерпнуть.
Но тучи над Сериком Ныгметовичем явно сгустились после публикации в ноябре прошлого года в главном нашем печатном официозе, сиречь в “Казахстанской правде”, где заголовок “Куда смотрит правительство?” буквально все восприняли как сигнал. А уж после февральской девальвации тенге и новой порции критики правительства с самого верха стало ясно, что оргвыводов не избежать.
Критиковать Ахметова за “провалы в экономике и финансах” так же обоснованно, как любой другой наш Кабинет министров в прошлом и будущем. Явных и демонстративных провалов вроде бы ни у кого не наблюдалось и вряд ли последует, но экономике и финансам от этого особенно не прибавилось. Как были они, экономика и финансы, исконно-посконно сырьевыми и полутеневыми, так и остаются. Но это отнюдь не значит, что премьеры у нас ничего не значат и от них абсолютно ничего не зависит, а все решается выше и определяется только окружающей конъюнктурой. Нет, не так.
Премьер-министр - это у нас, конечно, не ферзь, как в шахматах, но и, извините, не слон. Вариантов для ходов у него неизмеримо больше. Это не только руководство в составлении величественных программ на десятилетия вперед по волшебному превращению нашей страны в самые ведущие в истории цивилизационные форварды во всех областях человеческой деятельности, это еще и обоснование повседневных, рутинных и скучных хозяйственных инициатив. И нужно не только обосновать, но и добиться, чтобы хоть что-то из этих инициатив было сделано.
Вот здесь от “обычного” премьера зависит как раз очень даже немного, потому что убеждать в необходимости что-то такое делать нужно и так называемые местные элиты, а для этого требуются рычаги специфические, обладать которыми у нас дано далеко не каждому. Но! Если они, рычаги, есть, то, извините уж за игривые сравнения, шахматный слон вполне может превратиться в ладью, и вес его, соответственно, сильно возрастает. Ключ разбора всей этой шахматно-политической позиции, наверное, не так сложен, чтобы понять, о чем и о ком речь.
Однако существуют и общие характеристики разбора, как то - потеря темпа, жертва качества, материальное преимущество или, напротив, потеря его. Да и о комбинационном мышлении забывать не стоит.
А вот какие из вышеприведенных недостатков или достоинств присущи или, скажем так, нехарактерны для Карима Кажимкановича, все могут рассудить очень даже определенно даже будучи дилетантами в области анализа политических шахмат. Потому как он у нас в премьерах человек не новый и считается весьма обаятельным во всех отношениях.
Одна улыбка и отличительная, всеми примечаемая симпатичная физиономическая особенность интеллигентного и доброго лица чего стоят. А свидетельствует эта особенность, по утверждениям физиологов, о нормальном, интенсивном развитии мужского организма.
Поэтому есть все основания с еще большей уверенностью взглянуть в будущее и ожидать от него куда более светлых перспектив и облегчений. А новому-старому премьеру пожелать: чтоб все было хотя бы не хуже, чем тогда... |