|
Ботагоз Омар
Эксперты Всемирного банка полагают, что все страны СНГ вместе взятые, не считая такого гиганта, как Россия, тратят на геологоразведку меньше, чем Демократическая Республика Конго. А потому они дипломатично заявляют, что потенциал недр наших стран еще не изучен, рекомендуя государству за свой счет восполнять этот пробел. Однако позиция МИНТ сводится к тому, что геологоразведка вряд ли возможна только за счет бюджетных средств: уж больно рисковое это дело
Мировая статистика свидетельствует о том, что менее чем одно из тысячи открытых месторождений является коммерчески успешным. А потому весь мир, восхищаясь просторами нашей страны и указывая на возможные богатства недр земли казахстанской, ждет, когда власти не только пересмотрят законодательство в этой сфере, но и сменят ключевые подходы.
Работа в этом направлении действительно начала вестись. Участники недавнего пятого горнопромышленного форума “МАЙНЕКС Центральная Азия”, прошедшего в Астане, с большой надеждой прокомментировали отмену моратория на выдачу лицензий на разведку, который действовал на протяжении шести лет, отметив, что они с нетерпением ожидают первого тендера. По словам вице-министра индустрии и новых технологий Нурлана Сауранбаева, уже принято постановление правительства, в соответствии с которым на конкурс выставят около 100 месторождений.
Несмотря на имеющийся интерес со стороны некоторых зарубежных компаний, это лишь капля в море. Практически все эксперты сходятся во мнении, что оценочные запасы в нашей стране базируются в основном еще на советских данных и требуют обновления, что упирается в выделение финансовых средств.
Ведущий горный специалист Всемирного банка Гари Мак Махон отметил, что его международной организацией была изучена ситуация в мире в сфере геологоразведки. По результатам проведенной работы выяснилось, что в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза отмечается значительное отставание.
Так, например, по объему геологоразведки цветных металлов на долю всех постсоветских стран за исключением России по итогам прошлого года приходится лишь 2 процента в общемировом разрезе. “Это то же самое, что и Демократическая Республика Конго, которую раздирают конфликты. Тем не менее она больше тратит на геологоразведку от общемировых расходов, чем постсоветские страны”, - озвучил вывод Гари Мак Махон.
Учитывая большие риски, он обратил внимание на то, что при выделении денег на разведку о каком-то гарантированном возврате говорить не приходится. По мировой статистике, в 2012 году в мире на геологоразведку потратили 18,5 миллиарда долларов США, и за счет этих мероприятий было только около 60 коммерческих обнаружений, включая маленькие. Нетрудно подсчитать, что на каждое коммерческое обнаружение в среднем приходится около 300 миллионов долларов США, причем, по словам представителя Всемирного банка, эта сумма не включает затрат по разработке технико-экономических обоснований.
Не менее важные вопросы, по мнению экспертов, касаются деятельности уполномоченных госорганов в сфере геологоразведки, которые на всем постсоветском пространстве позиционируют себя “почти как геологическую компанию”.
Инвесторов волнует и вполне резонный вопрос: если ими будет обнаружено месторождение, смогут ли они получить право на его разработку.
В дискуссиях с участниками форума Нурлан Сауранбаев согласился, что ни один инвестор не будет вкладываться в страну “с чистого листа”. Государственные компании должны участвовать в этом процессе. Именно поэтому по вопросам углеводородного сырья эти функции выполняют подразделения АО “КазМунайГаз”, по твердым полезным ископаемым - АО “Тау-Кен Самрук”, по урану и редкоземельным металлам - НК “КазАтомПром”, “Казгеология”, а также социально-предпринимательские корпорации.
Тем не менее, по словам директора департамента недропользования МИНТ Тимура Токтабаева, “геологоразведка только за счет государственных средств - это очень рискованное мероприятие, и оно не обеспечит должного объема инвестиций”. Поэтому в Казахстане планируется развивать рынок юниорских компаний. Для этого сейчас МИНТ проводится исследование совместно с Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию. “Мы ожидаем, что после этого будут даны рекомендации, и они найдут свое отражение в Горном кодексе”, - продолжил он.
Параллельно с этим сейчас в стенах парламента обсуждается 189 поправок в Закон “О недрах и недропользовании”, которые призваны изменить этот закон на 47 процентов. Государство надеется, что сможет в правовом поле улучшить инвестиционную привлекательность страны и геологии в частности. Для этого нужна только серьезная политическая воля (она, кстати, имеется) и работающие на практике нормы закона.
А в соответствии с природными запасами Казахстан давно рассматривается инвесторами как лакомый кусочек, потому нашу страну называют сосредоточением всех жемчужин природных богатств. По доказанным данным, в ее недрах сосредоточено не менее 30 процентов всемирных запасов хрома, 25 процентов марганца, 13 процентов свинцовых и цинковых запасов, 10 процентов всей железной руды мира, столько же - меди. И это - по самым скромным подсчетам.
Астана |