|
Ботагоз Омар
Впервые за годы независимости в Казахстане проводят ревизию налоговых льгот. Фискальным властям страны предстоит определить, где они дали ожидаемый “выхлоп”, а где - нет, в дальнейшем распределив их по тем отраслям, которым они действительно необходимы. Причем здесь нам нужно и об эффективности экономики позаботиться, и про международные обязательства не забыть: как в рамках Единого экономического пространства, так и в рамках предстоящего вступления в ВТО
Чиновники, которые ведут переговоры по вступлению нашей страны в ВТО, не перестают подчеркивать, что наша страна в любое время готова вступить в эту международную организацию. Вопрос только в том, на каких условиях. Пока имеются три наиболее спорные и крупные позиции в этих вопросах: поддержка аграриев, субсидирование предприятий, обеспечивающих недропользователей, и отстаиваемая позиция о вхождении казахстанского автопрома на российский рынок без уплаты утилизационного сбора.
В конце прошлой недели министр экономики и бюджетного планирования
Ерболат Досаев специально встретился с сенаторами, чтобы рассказать им о том, что ждет нашу страну после ревизии налоговых льгот (такую задачу поставил глава государства) и в преддверии крупнейших международных мероприятий.
Так, на сегодняшний день в стране действует 281 налоговая льгота на общую сумму 1,251 триллиона тенге. В сравнении с 2008 годом количество налоговых льгот выросло на 65 процентов. Из них более половины (118 льгот на сумму 674,4 миллиарда тенге) относятся к так называемым стандартным и оставшаяся часть (163 льготы на сумму 577,3 миллиарда тенге) - к нестандартным мерам.
И если стандартные меры не будут подвергаться изменениям, так как они широко зарекомендовали себя в мировой практике, то нестандартные будут сведены к минимуму. По словам главного экономиста страны, это связано с тем, что они “являются одним из самых нестабильных элементов налоговой системы”, искажают выбор налогоплательщиков, влияют на принцип справедливости налогообложения и усложняют налоговое администрирование.
В первую очередь, Минэкономики намерено отменить четыре вида льгот: временные, индивидуальные, противоречащие требованиям ВТО и несоответствующие принципам введения всеобщего декларирования.
К примеру, с начала 2012-го до 1 января 2018 года действует временная фискальная мера для банков, которые за этот срок могут утилизировать безнадежный портфель кредитов, которые находятся в банках второго уровня.
Основную долю индивидуальных налоговых льгот составляют социальные льготы (выплаты на услуги медицины, образования, пенсионные выплаты из ГЦВП и так далее) - они пересматриваться не будут. Но такие льготы, как меры поддержки для реализаторов аффинированного золота (меру приняли недавно для пополнения золотовалютного фонда Нацбанка), для АО “НК “ЭКСПО-2017”, а также для развития исламских финансовых инструментов, будут действовать временно.
В преддверии вступления в ВТО наша страна должна пересмотреть такие меры господдержки, как снижение производителями и переработчиками сельхозпродукции подлежащей уплате в бюджет суммы НДС на 70 процентов, а также освобождение от НДС казахстанских товаров, произведенных в рамках таможенного режима “Свободный склад” и реализуемых на остальную часть таможенной территории РК.
При этом Ерболат Досаев напомнил, что дату отмены таких льгот для переработчиков и производителей сельхозпродукции определят в ходе переговоров, при этом казахстанскими переговорщиками запрашивается соответствующий трехлетний переходный период (до 2017 года. - “НП”) для отмены действующих льгот и замены этих льгот альтернативным механизмом субсидирования, который будет соответствовать нормам ВТО. “Поэтому здесь не стоит речь относительно того, что мы не будем поддерживать наше сельское хозяйство и сельхозпереработку. Вопрос другой, мы должны будем выбрать другие формы поддержки, которые признают все члены-участники ВТО, которые есть на сегодня”, - уточнил министр.
Как ранее говорила министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова, “согласно правилам ВТО меры господдержки, направленные на институциональное развитие отрасли и строительство инфраструктуры, могут предоставляться без ограничений”.
Что касается введения в 2017 году всеобщего декларирования, то к этому времени в стране планируют провести реформу отдельных видов налогообложения, чтобы налогообложение имело единообразный подход. “В первую очередь, это режим налогообложения, в котором отсутствует привязка налогового обязательства к полученному доходу. Например, взамен фиксированного налога, который применяют субъекты игорного бизнеса (услуги боулинга, бильярда, картинга), ввести общеустановленный порядок учета полученных доходов и расходов. Потому что, вы знаете, сегодня субъекты платят от количества столов и т.д. По идее, в будущем, как и субъекты налогообложения, они должны оказаться у нас в общем налоговом поле”, - пояснил глава МЭБП.
Министр подчеркнул, что ревизию льгот в целом проводят для того, чтобы отнять их у тех предприятий, которые не могут ими воспользоваться с наилучшим для страны эффектом и передать другим отраслям. Два главных приоритета в этом направлении - привлечение прямых иностранных инвестиций в страну и льготы в рамках второй пятилетки Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2015-2019 годы.
Причем эффективность получения своеобразных “бонусов” от государства оценивают по трем категориям: бюджетная (влияние налоговых льгот на доходы, сравнение потерь бюджета от предоставления льгот с приростом налоговых платежей, которые возникнут от ее применения); социальная (признается положительной, если применение налоговой льготы будет способствовать росту социальной защищенности населения, созданию новых рабочих мест, увеличению доходов граждан, формированию благоприятных условий их жизнедеятельности) и экономическая (подразумевает улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, использующих эту льготу). “То есть, если они стали платить больше налогов - значит, те льготы принесли необходимый положительный экономический эффект”, - резюмировал главный экономист страны.
Законопроект с соответствующими поправками планируют внести в парламент в сентябре текущего года.
Астана |