|
Ольга Шишанова
В республике стартовала ежегодная рыбоохранная акция “Бекіре-2014”, направленная прежде всего на сохранение популяции осетровых, особенно в период их нереста. В министерстве окружающей среды и водных ресурсов “в этом году к вопросу попытались подойти неформально и нестандартно”
В предыдущие годы рыбоохранная акция, хотя и была направлена на пресечение браконьерства в водных бассейнах республики в течение двух месяцев нереста осетровых - с 1 апреля по 31 мая, как ни крути, все-таки должного эффекта не имела.
По мнению сотрудников Комитета рыбного хозяйства МОСВР РК, дело было даже не в отсутствии финансирования, которого, к слову сказать, на это мероприятие не выделялось ни единого тенге из республиканского бюджета, как этого можно было бы ожидать. “Последние два-три года на проведение акции в период нереста рыб денег не выделяется, и каждый госорган тратит деньги из текущего бюджета”, - сообщил “НП” вице-министр МОСВР РК Ерлан Нысанбаев.
Проблема была больше в людских ресурсах, а точнее - в совсем небольшом количестве рыбоохранных инспекторов. Хотя раньше, еще четверть века назад, на реку Урал ранней весной съезжалось множество курсантов и милиционеров, которые рассыпались цепочкой вдоль берегов, находясь друг от друга буквально в зоне видимости. “Намного было эффективнее, браконьерства в это время фактически не было. Сейчас мы такую практику хотим восстановить”, - поделился с “НП” заместитель председателя Комитета рыбного хозяйства МОСВР РК Хаирбек Мусабаев.
Кроме того, отсутствие согласованных действий между правоохранительными и природоохранными органами также давало о себе знать. “УВД начинали свою акцию 10 апреля, а мы - с 1 апреля. Но в этом году акция отличается от предыдущего года тем, что мы проводим ее в координации четырех министерств - МОСВР, Минтранском, МВД и пограничные службы КНБ, а также с участием Генпрокуратуры”, - подчеркнул Мусабаев. Ожидается, что в текущем году к акции в Урало-Каспийском бассейне будут привлечены и опытные инспектора рыбоохраны с других бассейновых инспекций.
По словам Ерлана Нысанбаева, сегодня “только по линии рыбной инспекции республики в “Бекiре” будут участвовать более 200 человек плюс еще органы внутренних дел - примерно столько же”. То есть в этом году людских ресурсов должно быть достаточно, да и плавсредств тоже. “Мы неоднократно собирались и пересматривали планы мероприятий с тем, чтобы в этом году провести акцию на более высоком и более качественном уровне”, - рассказал вице-министр.
По словам и.о. начальника морского управления пограничной службы КНБ РК Сабыра Хасанова, для этого в нынешнем году “пограничники планируют использовать самые разнородные силы и средства”. Это “подразделения пограничной охраны с использованием постов технического наблюдения для контроля над водной обстановкой, это пограничная авиация, которая будет осуществлять контроль режима континентального шельфа, и, наконец, это основная морская составляющая - корабли и катера”.
Однако одними плавсредствами и “добрыми намерениями” с браконьерством не справиться. Необходимо ужесточение законодательства в этом направлении, которое сегодня в Уголовном и Административном кодексах в новой редакции, обсуждаемых в парламенте республики, пока оставляет желать лучшего.
“За незаконный лов рыбы сегодня в УК РК предусмотрена такая мера ответственности, как статья 287 - “Незаконная добыча рыбы, других водных животных и растений”, в части 1 которой предусмотрено до двух лет лишения свободы, в части 2 - до пяти лет лишения свободы с обязательной конфискацией имущества, использованного в ходе незаконных действий”, - говорит начальник отдела природоохранной полиции Комитета административной полиции МВД РК Айбек Ускембаев.
Однако, по его данным, чаще всего органами внутренних дел республики в Западном Прикаспийском регионе применяется статья 183 УК РК “За незаконное приобретение, сбыт имущества, приобретенного преступным путем”, наказание за нарушение которой гораздо мягче.
Как результат - все большее исчезновение ценных пород рыб не только в Урало-Каспийской акватории, но и в Зайсан-Иртышском, Балхаш-Алакольском, Арало-Сырдарьинском рыбохозяйственных бассейнах. Так, ежегодно органами внутренних дел из нелегального оборота изымается около 150 тонн незаконно выловленной рыбы, в том числе от пяти до десяти тонн осетровых пород.
Впрочем, в нынешнем году благодаря предпринятым мерам, как считают организаторы в лице четырех вышеупомянутых ведомств, осетр все-таки сможет максимально дойти к местам нереста, а численность задержанных с незаконным уловом сведут к минимуму.
Астана |