|
Юлиана Жихорь
Руль и мотор власти
Парламентарии неоднократно критиковали исполнительную ветвь власти за высокомерие. Мол, не желают они прислушиваться к гласу народа (то есть народных избранников) и не жаждут опускаться до тщательных ответов на вопросы депутатов. Вот и вновь мажилисмены от фракции “Ак жол” возмутились формальным отношением правительства к депутатским запросам
На днях фракция “Ак жол” озвучила очередной запрос в адрес премьер-министра, в котором поставила вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, “готовивших ответ правительства, за халатное и недобросовестное отношение к должностным обязанностям при подготовке ответа на запрос депутатов мажилиса парламента РК”.
А буча разгорелась из-за двух депутатских запросов, касающихся хода и результатов исполнения конкретных поручений Назарбаева касательно первой пятилетки ПФИИР. Поставили конкретные вопросы и процитировали сроки исполнения ряда поручений президента (часть из них должна была быть выполнена к 2014 году).
“28 февраля т.г. нам был направлен официальный ответ правительства. В этом ответе в исключительно комплиментарном ключе освещается общий ход реализации ПФИИР, перечисляются определенные достижения по направлениям, которые не имеют отношения к нашему запросу, - возмущался глава фракции
Азат Перуашев. - Однако ни по одному из тех показателей, которые как конкретные целевые задачи ставились президентом при старте программы в указанном выступлении, в представленном ответе не говорится ни слова”.
Фракция ДПК “Ак жол” также попросила предоставить перечень индустриальных проектов, профинансированных в рамках ПФИИР, но не вышедших на проектную мощность, простаивающих либо прекративших существование, а правительство вместо списка сообщило, что “по возникающим вопросам реализации проектов и загрузки мощностей” “проводятся регулярные совещания”.
“Учитывая тенденцию с осени прошлого года, когда после расширенного заседания правительства с участием президента искать виновных в срыве правительственных программ стали не среди министров, а на уровне акиматов и местных управлений, нам непонятно, какую ответственность понесли именно члены правительства”, - уколол премьера Перуашев. Добавив, что именно в составе правительства имеется государственный орган, непосредственно отвечающий за реализацию ПФИИР, - Министерство индустрии и новых технологий. “И нас интересуют данные о привлеченных к ответственности членов руководства этого органа, а не неких безымянных служащих в областях и районах”.
Депутаты недовольны и тем, что правительство приписывает себе принятие “необходимых законов”, “что противоречит Конституции, поскольку законы принимаются парламентом и подписываются президентом”.
В общем, говорит Перуашев, “ничем иным, кроме как бюрократической отпиской, такой ответ правительства назвать невозможно”: “Вместо серьезного анализа ПФИИР и проблем по ее реализации, с решением которых могли бы помочь на своем уровне и депутаты мажилиса, нам прислали очередной “рекламный проспект”.
В общем, недовольны депутаты, что правительство не хочет воспринимать их как реальную силу, “рулящую страной”.
Пока одни депутаты возмущены недостаточной оценкой их значимости, другие парламентарии думают о народе. Точнее, о ценах на ряд услуг и товаров, которые завышены из-за отсутствия достойной конкуренции на рынке.
Рауан Шаекин, например, возмущен тем, что правительство, с одной стороны, принимая программы по развитию конкуренции, с другой - ничего не делает для ее реального появления. “По итогам проведенного анализа выявлена высокая монополизация сфер железнодорожного транспорта, телекоммуникаций, топливно-энергетического комплекса. Данные отрасли, являясь экономикообразующими, значительно влияют на развитие конкуренции в смежных отраслях”, - говорится в его запросе на имя Серика Ахметова. “Рынок нефтепродуктов в республике монополизирован несколькими компаниями”, “оптовый оборот нефтепродуктов почти повсеместно осуществляется между аффилированными компаниями”, “нефтепродукты проходят по нисходящей всю цепочку сбыта от завода до автозаправочных станций (АЗС), постепенно дорожая с каждым шагом”. И все попытки “стабилизировать цены” не спасают потребителей.
Аналогичная ситуация и в энергетике: “В других странах в одной местности конкурируют несколько электроснабжающих организаций, и бытовой потребитель имеет возможность свободного выбора поставщика электроэнергии, в то время как в большинстве регионов Казахстана розничным электроснабжением занимается только одно предприятие на всю область либо рынок разделен по районам”. При этом МСБ вынужден платить за электроэнергию в разы больше, чем рядовой потребитель.
“Все эти нелогичные тарифы должна была привести в какие-либо рамки указанная программа, на реализацию которой потрачены средства в размере 132,7 миллиона тенге, и она завершается в текущем году. Что дальше, очередная новая программа?” - вопросил Шаекин. И попросил предоставить ему письменную информацию о промежуточных итогах программы по развитию конкуренции.
Астана |