Ботагоз Омар
Правительство намерено поставить заслон игрокам рынка, допускающим антиконкурентные действия. На этой неделе состоялась презентация законопроекта “О конкуренции”, главной целью которого стало предупреждение монополистической деятельности
С прошлого года население страны сталкивается с ценовыми прыжками на стратегические товары. Если в прошлом году был отмечен резкий рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия, то нынешнее лето запомнилось аграриям повышением стоимости на рынке горюче-смазочных материалов. Причем год из года пик цен на ГСМ фиксируется в период посевной, на уголь - во время отопительного сезона.
После анализа ситуации члены Кабмина пришли к выводу, что у них отсутствуют механизмы для урегулирования ситуации. “Мы увидели, что у нас не всегда хватает рычагов для того, чтобы мы могли оперативно реагировать на те или иные вопросы. В тех регионах, где монополизация на определенных рынках выше, она потом не позволяет нам оперативно, на рыночных условиях вмешиваться в ситуацию и принимать те или иные решения”, - отметил Карим Масимов.
Властями страны было принято решение разработать проект нового закона “О конкуренции”. Во многом причиной тому послужили рост числа выявленных ценовых сговоров и увеличение количества доминант. “Необходимость принятия современного закона “О конкуренции” обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что, несмотря на формирование в государстве благоприятных условий для развития в экономике конкурентной среды, все еще имеется немало высококонцентрированных товарных рынков с неразвитой конкуренцией”, - сообщил в ходе презентации законопроекта председатель Агентства по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев.
По его данным, в настоящее время в Казахстане насчитывается около тысячи доминант помимо естественной и государственной монополии. Причем их становится все больше. Если в 2005 году было 844 доминанты, в 2006-м - 877, то в прошлом году насчитывалось уже 927 таких субъектов рынка.
В новом документе, который будет внесен в парламент осенью этого года, объединяются действующие законы “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности” и “О недобросовестной конкуренции”. В нем прописываются механизмы взаимодействия антимонопольного органа с регулирующими и правоохранительными структурами, предусматривается определение перечня оснований и форм участия государства в предпринимательской деятельности и излагаются случаи допустимости соглашений или согласованных действий субъектов рынка.
Среди главных нововведений значится освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием, которое предполагает предоставление добровольной информации антимонопольному органу об участии в совершенном или готовящемся антиконкурентном соглашении.
По мнению международных экспертов, последнее способствует более эффективной борьбе с нарушителями антимонопольного законодательства. Как сообщил на презентации законопроекта представитель Европейского банка реконструкции и развития Жан Альберт, “в целом новая версия закона является очень прогрессивной, в ней предусмотрено много международных стандартов”.
Подводя итоги встречи, премьер-министр поручил создать при правительстве специальный совет по конкуренции. “Его надо сделать компактным, не больше 9 человек: 2-3 человека от правительства, 6 - от частного сектора, по примеру комиссии по малому и среднему бизнесу”, - сообщил премьер. Он добавил, что де-юре совет существует, а в жизни пока не работает.
Астана |