|
Константин Маскаев
Как-то незаметно и потому неожиданно наступила Масленая неделя. Возможно, потому, что на понедельник, первый рабочий день после воскресного 23 февраля, выпало коллективное чествование мужской половины населения. И вот уже четверг, разгульный четверток по исконному народному расписанию. И начало теперь уже Широкой Масленицы - второго периода “блинной диеты”
Вообще, что Масленицу, что упомянутое 23 февраля не признают официальные календари. Ни светский, ни церковный. Своеобразное язычество, отчасти именно оно роднит эти дни. Они настолько укоренились в сознании людей, что не нуждаются в особых календарных пометках. И без календарей помнят и поджидают. Видимо, потому, что несут в себе то, что наполняет их сакральным смыслом. Например, 23 февраля - это ведь не только тот редкий день, когда мужчины принимают поздравления. В этот день мы примиряемся со своим прошлым, признаем его значение и заслуги, в том числе перед днем сегодняшним. Мальчики в этот день чаще, чем в любой другой, слышат о том, что они мужчины и будущие защитники.
У Масленицы же куда более длинная и выверенная история. Ее, разгульную, отмечали еще в дохристианские времена. А позже она непостижимым образом вписалась и в православный числовой цикл, хотя не упоминается ни в одном месяцеслове. Но с некоторого времени всякий раз предшествует Великому посту, то есть совпадает с особым периодом в жизни верующих и как бы обеспечивает сброс не самой подходящей для длительного предстоящего периода энергии.
Праздновал народ в течение недели, успевал нагуляться, испить из чаши безудержного веселья, одновременно готовился к смирению и усердной молитве.
Но в церкви для этого периода есть свое название - Сырная седмица. Всю неделю до поста уже не едят мяса, только рыбу или икру, но не каждый день. И, как понятно из названия, молоко, масло, сыр, творог, сметану и блюда на их основе, например, вареники, ватрушки. И, понятное дело, блины - ключевой кулинарный символ все тех же Масленицы и Сырной недели.
Традиции этой недели сложились под влиянием палестинской монашеской практики. Тамошние иноки весь период поста до Пасхи проводили в одиночестве, разбредаясь по пустынным местам. Перед испытанием нужно было накопить силы. Речь, понятно, не идет о том, что всю неделю монахи объедались. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода их обычный и каждодневный постный период ослаблялся, и они включали в рацион сыр и молоко.
Только к началу Страстной седмицы монахи сходились снова, но возвращались не все, некоторые погибали в пустыне от голода и жажды. Осознавая, что каждый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Помните, как называется воскресенье, венчающее Масленицу и предшествующее Великому посту? Прощеное воскресенье.
Масленая неделя традиционно делилась на два периода: Узкая, или Тихая, Масленица и Широкая Масленица. Узкую Масленицу отмечали первые три дня недели - с понедельника по среду. Широкую же Масленицу, что начинается сегодня, - три дня и воскресенье. До среды оставалось время, чтобы заниматься хозяйственными работами. С четверга же до субботы все работы прекращались, начинались гулянья. Веселье стихало в воскресенье. В этот день поминали усопших, посещали могилы. Просили прощения друг у друга. Тот, кто ответствовал, говорил: “Бог простит, и я прощаю!”.
Неделя Масленицы выпадает на весьма непредсказуемый период. То морозы прижмут, то оттепель придет. Не зря говорят, весна с зимой борются. На Масленицу же проводится некий рубеж, до которого господствовал холод, а после окончательно приходит тепло. Потому и зиму провожают, жгут ее чучельное воплощение.
Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни - один из главных предметов празднования. А где жизнь, там и ее умножение. Поэтому Масленица несет в себе и культ плодородия. Земля воспрянет, впитает последний зимний снег, нальется соками. А люди словно помогают ей своими обрядами. |