|
Айгуль Жилкишина
В Казахстане реализуется программа по изучению и сохранению снежных барсов. НКО “Эко-Алтай” под эгидой Всемирного фонда дикой природы WWF одной из первых начала работу по изучению снежного барса в Катон-Карагайском национальном парке, который является одним из казахстанских ареалов обитания этого редкого красивого зверя
Снежный барс обитает на территории лишь 12 государств, насчитывается их всего 3-6 тысяч. У нас эти дикие кошки встречаются в Восточно-Казахстанской области, в горной местности Саур-Тарбагатай, в Южном Алтае, по некоторым данным, их там около 10-12 особей. Впервые организация “Эко-Алтай” совместно с Катон-Карагайским национальным парком организовала и провела экспедицию по изучению снежного барса более 10 лет назад, в 2002 году. В результате исследований с помощью инспекторов парка удалось обнаружить следы самца и самки барса. В 2004-м, 2006-м и 2010 годах были организованы повторные экспедиции, в ходе которых следы барса были обнаружены и в других местах на территории парка.
“Снежный барс, или ирбис, который является одним из символов Казахстана - одно из самых скрытных животных на Земле. Увидеть его - большая редкость, поскольку он обитает в труднодоступной и безлюдной горной местности. Он занесен в международную Красную книгу и в охранные документы многих стран. Сведения, которыми мы располагаем, весьма условны и приблизительны, так как вести учет по следам очень трудно. Отрадно, что наряду с международными организациями заинтересованность в нашей программе начали проявлять отечественные компании. Большую помощь в приобретении специального оборудования оказали крупные казахстанские организации, первыми откликнулись в “Казахмысе”, - отметил директор НКО “Эко-Алтай” Евгений Юрченков.
Для наблюдения за барсами необходимо специальное оборудование, в том числе и так называемые “фотоловушки”, или видеорегистраторы. Фотоловушка Wildgame Innovations - одна из новейших в своем сегменте. 8-мегапиксельная камера позволяет делать снимки высокого качества и разрешения. Камера оснащена датчиком движения и снимает все движущиеся объекты в радиусе 20 метров. Кроме того, фотоловушка оснащена инфракрасной вспышкой, что позволяет снимать в темное время суток незаметно для животных, получая такие же качественные фото, как и днем. Фотоловушка может работать в автономном режиме (без перезарядки) до 6 месяцев благодаря модулю солнечной батареи, которая постоянно подзаряжает аккумуляторы. На сегодняшний день в распоряжении НКО “Эко-Алтай” находятся шесть фотоловушек, и планируется, что благодаря поддержке спонсоров в скором времени появятся еще несколько комплектов оборудования.
Для чего вообще нужны такие экспедиции, исследования? Почему сложилась такая ситуация? Своими мыслями по этому поводу делится Евгений Михайлович Юрченков.
- Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что все в мире взаимосвязано и у каждого есть своя судьба, карма - у каждого человека, семьи, рода, государства. И на нее можно влиять, выстраивая свою жизнь. Для тюрков ирбис всегда был божественным существом, которое обитало в горах, храме природы. Он был их символом, тотемом. Снежный барс помог Чингисхану создать его великую империю. В наши дни барс изображен на гербе страны и является символом Казахстана. Он в какой-то степени оказывает влияние на судьбу государства. И я полагаю, что мы обязаны оберегать его любой ценой.
В рассказе Рэя Брэдбери один богатый человек на машине времени совершил путешествие в прошлое. И во время этого путешествия он случайно раздавил бабочку. А когда вернулся назад, в свое время, то застал мир совсем другим. Вот вам и судьба.
Вопрос в данном случае ставится важнее, значительней, шире. Это и отношение к природе вообще, и к охоте в частности. Раньше люди охотились и ради добычи пропитания, и для забавы. Но в последнее время в основном для потехи - и охотятся, как правило, вовсе не бедные люди. Охота, надо сказать, довольно дорогое предприятие и удовольствие. В нынешние времена не важно, на кого вести охоту: на зайчика, косулю или редкого алтайского архара, аргали. “Завалить” из винтовки красавца-марала или тека с полутораметровыми рогами - совсем не героический поступок. Современное оружие позволяет новичку достичь цели на расстоянии 200-300 метров, а для этого не нужно ни большого ума, ни особой сноровки. Зверь практически безоружен перед вами.
Таких мест с дикой природой, как в Катон-Карагайском национальном парке, осталось очень мало на Земле. И с каждым днем их становится катастрофически меньше. Наш долг - помогать зверятам, которым и так не просто выжить в суровых условиях. Я помню год, когда в горах выпал четырехметровый снег - волки резали беззащитных косуль и маралов “за просто так”. Маралы выходили на дорогу, бежали в села в поисках защиты у человека - то было страшное время.
Я думаю, что большая гордость для каждого - совершить благородный поступок, спасая дикого зверя, даже просто зачехлив свое ружье. Можно и по-другому внести свою лепту в охрану природы: Программе по охране диких животных всегда нужно то или иное оборудование. У вас может быть даже своя “именная” фотоловушка в таких заповедных местах. И вы с гордостью будете рассматривать со своими детьми и друзьями фотографии “ваших” животных. А если приедете в наши края, сможете увидеть божественную красоту этих мест.
Я вырос в семье геологов-поисковиков. Мы жили в диких местах, где охота была обычным занятием. Первое ружье я получил в пятилетнем возрасте, это была специально укороченная и подогнанная берданка 32-го калибра. И об охоте я знаю не понаслышке, хотя рьяным охотником не был. Свой последний выстрел я сделал в 1982 году - вверх, когда мимо меня совсем рядом пронесся табун архаров, голов в 12. С тех пор больше не стрелял. И, знаете, я буду благодарен, если еще хоть один из читателей так же, как я, спрячет свое ружье. |