|
Ольга Шишанова
По данным ООН, Казахстан занял 129-е место в мире по индексу здоровья, что дало основание депутатам мажилиса парламента РК заговорить об упразднении Министерства здравоохранения республики
Как оказалось, снова “показатели в отчетах Минздрава улучшаются, а проблемы остаются”. Так, еще в прошлом году по итогам правительственного часа мажилисом были направлены рекомендации в правительство, в которых были обозначены основные проблемы, требующие действительно незамедлительного решения в системе здравоохранения республики.
Среди них - оказание населению доступной и эффективной амбулаторно-поликлинической и скорой помощи, которая сегодня не то что далека от совершенства, а зачастую просто отсутствует. Это и прозрачность закупок лекарственных средств, которые сегодня, как известно, монополизированы, а про предоставление бесплатных лекарств определенным категориям населения, которое гарантировано законодательством, и говорить не приходится.
Перечень можно продолжить, однако результат все равно будет неутешителен - из 21 пункта реализовано только четыре. Как заявила председатель Комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК Дарига Назарбаева, “поднимаемые нами из года в год проблемы отечественного здравоохранения одни и те же - показатели в отчетах Минздрава улучшаются, а проблемы остаются”.
И это несмотря на то, что за три прошедших года финансирование сектора здравоохранения выросло в пять раз, достигнув цифры в 862 миллиарда тенге на 2014 год. Однако, несмотря на то, что “неоправданно высокие средства вливаются в отрасль, проблем меньше не становится”, утверждает Дарига Назарбаева, добавляя, что “финансы расходуются неэффективно и расхищаются в немыслимых количествах, а Минздрав практически самоустранился от руководства отраслью”. В качестве примера можно привести практически полное “отсутствие связи ведомства с больницами и поликлиниками”, чьими по-настоящему насущными проблемами никто не интересуется.
Минздрав оказывается вроде ни при чем даже тогда, когда необходимо вмешаться в лекарственное обеспечение - за это отвечает “СК-Фармация”, в закуп оборудования, которым заведует АО “Казмедтех”. Монополии этих компаний порождают теневой рынок, откаты, в конце концов, по мнению Назарбаевой, “нет конкуренции - нет развития”.
При этом Минздрав не допускает и мысли о конкуренции между лизингодателями, хотя это позволило бы “разгрузить бюджет и повысило эффективность государственных инвестиций”. Напротив, ведомством предлагается на законодательном уровне закрепить эту монополию, что может привести к тому, что каждый казахстанец “с каждым годом будет платить все больше за содержание единого дистрибьютера и стоимость закупаемого им оборудования”.
Кстати, об оборудовании. На сегодняшний день в девяти регионах страны закупленное медицинское оборудование общей стоимостью свыше 834 миллионов тенге просто не используется - нет специалистов, отсутствуют профессиональные кадры, которые не только умели бы работать на нем, но и заниматься его техобслуживанием.
Между тем с начала программы “Саламатты Казахстан” прошло три года, однако приходится согласиться с расхожим мнением, что “все функции ведомства здравоохранения свелись к придумыванию разных реформ, как повод для выдаивания средств из бюджета, и их освоению любой ценой”.
Вот и получается, что одно из самых социальных ведомств, работа и нормальное функционирование которого касаются каждого напрямую, несмотря, по меткому определению Дариги Назарбаевой, на “зуд новаторства и неоправданно гигантские средства, которые как из рога изобилия щедро вливаются в данную отрасль”, находится в “плачевном”, если не сказать больше, состоянии.
Астана |