|
Юлиана Жихорь
Учитывая, что заседание правительства прошло сразу после проведенной девальвации и просачивающегося в высокие коридоры народного недовольства, ожидалось, что первостепенное внимание будет уделено именно данной теме. Ан нет. Доклад Кайрата Келимбетова, в очередной раз повторившего не раз уже озвучивавшиеся причины про “истощение резервов”, дисбаланс экспорта и импорта и ухудшение состояния платежного баланса, не содержал ничего нового. Равно как и доклад премьер-министра, повторившего про достижения казахстанской экономики в прошедшем году
Впрочем, выяснилось, что президент осведомлен о проблемах экономики гораздо лучше, чем хотелось бы Кабмину. И в первую очередь в части странной “инвестиционной привлекательности” Казахстана для зарубежных партнеров.
Несмотря на относительно высокие позиции в многочисленных рейтингах (включая Doing business), инвесторы в нашу страну особо не рвутся. Более того, в последние годы наблюдается перманентный отток инвестиционных доходов по ранее вложенным прямым инвестициям. По словам главы Минэкономики Ерболата Досаева, последние 4 года ежегодно из страны вывозится около 22 миллиардов тенге (то есть около 120 миллионов долларов по новому курсу). Получается, что инвесторы не видят перспектив развивать уже имеющийся бизнес в нашей стране, а просто выкачивают полученные доходы.
По сути, вся речь Назарбаева сводилась к одному - Казахстану во что бы то ни стало нужны инвестиции. И правительству во что бы то ни стало нужно изыскивать пути привлечения инвесторов. Президент предложил узнать у самих инвесторов, что им мешает работать в Казахстане, и затем ликвидировать эти препятствия. По мнению главы государства, препятствий таких семь: “Их интересует ряд базовых факторов: стабильность контрактов и законодательства, стабильность в обществе, инфраструктура, энергоресурсы, транспорт, рабочая сила, удобный визовый режим. Все это у нас есть, но не работает совершенно, а если работает, то не в пользу инвесторов”. Отечественные бизнесмены, ко всему прочему, жалуются на многочисленные проверки и нудные процедуры регистрации-перерегистрации бизнеса.
В общем, судя по всему, Программа форсированной индустриализации, несмотря на лозунги об успешном завершении первой пятилетки (а она заканчивается в текущем году), трещит по швам. Инвесторы особого рвения приходить в Казахстан не испытывают. И уж тем более не горят желанием приносить в несырьевые отрасли свои технологии. Даже несмотря на то, что глава Минэкономики заявляет о начатой работе “по привлечению новой волны прямых иностранных инвестиций”.
Но особых надежд на это нет. Поэтому последние несколько лет власти пытаются изыскать “длинные деньги” на экономику внутри страны. Сначала это были гособлигации на 3-5 лет, затем - “Народное IPO”, теперь - массовая приватизация и единый пенсионный фонд.
Еще один триллион тенге выделяется из Нацфонда на кредитование малого и среднего бизнеса и проекты развития обрабатывающей промышленности. Банки и крупный бизнес больше не получат от государства помощи. “Мы находимся в рыночной экономике, капиталистической. В капиталистической экономике ежегодно подвергаются банкротству тысячи предприятий, возникают новые, мы это ни разу в Казахстане не практиковали. Сельское хозяйство загружено кредитами сейчас, не знает, что делать. Мы ни одного фермера, крупного олигарха не сделали банкротами и не пустили по миру, не отдали имущество другому, кто может это делать. Пока мы это не будем делать, мы стоим одной ногой в социализме, другой - в капитализме”, - заявил Нурсултан Назарбаев.
Чтобы не стоять на двух берегах, было решено уравнять в правах “их и наших” не только в банкротстве, но и в трудовых ресурсах, праве на аренду земли. Президент призвал не бояться дешевой иностранной рабочей силы и предложил увеличить срок возможной аренды сельхозземель для иностранцев до зарубежных 49-100 лет. Мол, иностранцы умеют обращаться с землей лучше, чем наши.
На фоне глобальных грядущих перемен обещание повысить (точнее, частично компенсировать девальвационные потери) зарплаты, пенсии и стипендии на 10 процентов прошло безрадостно.
Как бы то ни было, пожурив в очередной раз правительство за некачественную работу (из 33 октябрьских поручений Акорды выполнено лишь 11) и раздав кучку новых заданий, Кабмин признали дееспособным и “в целом положительно оцененным”. Чиновники отныне должны трудиться на благо родины “в казарменном режиме” 24 часа в сутки. О том, что трудиться надо честно, пока никто не говорит.
А тем временем Астану потрясли сразу два крупных коррупционных скандала: сначала вице-министра обороны Багдада Майкеева задержали с поличным, когда он получал взятку в почти два миллиона долларов, а в минувшие выходные арестовали замдиректора Погранслужбы КНБ Казахстана по экономике и финансам Серика Ашимбаева, подозреваемого в хищении 300 миллионов тенге государственных средств, предназначенных для приобретения жилья.
Астана |