|
Ботагоз Омар
Уже на протяжении нескольких дней правительство, как никогда, проявляет информационную открытость, всячески донося до населения, что “корректировка курса тенге” (так они избегают слова “девальвация”) никак не отразится на самочувствии казахстанцев. Мол, ситуация под контролем, резервных запасов на нефтебазах и в стабилизационных фондах продуктов первой необходимости хватает, значит, никакого скачка инфляции не будет. Но то, что творится в супермаркетах и прочих магазинах, включая точки по реализации техники и стройматериалов, идет в разрез с официальными докладами
Буквально вчера на брифинге в Астане министр нефти и газа Узакбай Карабалин честно ответил, что не может обещать, что цены на автозаправочных станциях не поднимутся, обратив внимание на большую зависимость нашей страны от поставок топлива извне, в частности, из Российской Федерации.
О том, что тяжело регулировать рыночную цену контрагентов, признал и управляющий директор по переработке и маркетингу АО НК “КазМунайГаз” Данияр Тиесов. Комментируя вопрос изменения тарифа экспортной таможенной пошлины, он выразил опасение, что мы можем вернуться к ситуации с дефицитом горюче-смазочных материалов, которая наблюдалась в Казахстане несколько лет назад, когда профильному министерству приходилось регулировать ситуацию в ручном режиме.
Что касается стоимости цен на предметы первой необходимости - то 20-процентная девальвация, безусловно, скажется на росте стоимости большинства товаров, которые есть на нашем рынке. Достаточно окинуть взглядом полки с любыми продуктами и становится очевидным, что товар, произведенный в Казахстане, можно пересчитать по пальцам. Даже большинство овощей и фруктов завозятся в нашу страну из соседнего Китая, а потому твердить о том, что социально значимые товары не привязаны к доллару как-то не вполне искренне.
С другой стороны, предприниматели уже в день изменения курса начали менять ценники на товар, хотя он был закуплен еще до девальвации. Здесь, конечно, у антимонопольщиков есть все основания утверждать о спекулятивной составляющей, говорить о ценовых сговорах и проводить соответствующие расследования.
Как АРЕМ, так и АЗК достаточно грозно предупреждают всех участников рынка о том, что те в соответствии с законодательством не имеют права необоснованно менять цены на товар.
“Такого рода спекуляции и ограничения реализации товара могут быть рассмотрены на предмет ценового сговора и злоупотребления доминирующим положением, запрещенные Законом “О конкуренции”. За совершение подобных действий статьей 147 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафов от 5 до 20 процентов с конфискацией всего монопольного дохода. Кроме того, статьей 74 Закона “О конкуренции” предусматривается, что повторное совершение указанных действий влечет применение санкций в виде принудительного разделения субъекта рынка”, - отметил вчера во время брифинга недавно назначенный глава АЗК
Галым Оразбаков.
“Так, были отмечены факты повышения цен на продукты питания в ЗКО, на стройматериалы - в Костанае, на лекарства - в Павлодарской области. Имеются факты ограничения реализации товаров. Например, в ЮКО - круп, была прекращена отгрузка сахара в ВКО, Карагандинскую, в СКО и Костанайскую области. Выявлены факты повышения цен на товары местных производителей, где нет долларовой составляющей. Например, стало известно о планируемой поставке кызылординского риса в северный регион по уже повышенной цене. Хочу обратиться к отечественным производителям и крупным поставщикам риса “Акмаржан” о недопущении такой ситуации. Ценообразование на местные товары находится на особом контроле, и я надеюсь, они меня услышат”, - добавил антимонопольщик, пригрозив рассматривать любые действия субъектов рынка, в том числе - по реализации бытовой техники - на предмет антиконкурентных согласованных действий.
“В самом крайнем случае антимонопольное агентство может воспользоваться законодательно предусмотренной возможностью внести предложение в правительство по необходимости государственного регулирования цен на социально значимые товары и включения их в номенклатуру товаров цен, которые будут регулироваться государством”, - резюмировал он.
Кстати, несмотря на то, что уже в среду при открытии торгов на Казахстанской фондовой бирже (KASE) курс тенге по отношению к доллару США опустился со 185 до 163,9 тенге, банковские расчеты продолжают производиться по курсу 185 тенге за доллар. Так что, несмотря на правительственный оптимизм, кошельки всех без исключения казахстанцев полегчали на 20 процентов.
О безусловных плюсах девальвации могут сегодня утверждать только экспортоориентированные компании, преимущественно в сырьевом секторе. И то, почувствуют они их не ранее, чем через полгода.
В этих условиях, когда антимонопольщики жестко регулируют не только монополистов, но и мелкий бизнес, декларативные обещания поддержки казахстанского бизнеса кажутся насмешливыми.
Астана |