|
Ольга Шишанова
Правительство республики, решив приобщиться к прекрасному, внезапно обнаружило, что культура в стране, особенно в регионах, давно дышит на ладан, а самим людям культуры негде жить, негде работать и нечего есть
Во все времена культура была далека от политики, хотя в силу своей специфики ей постоянно приходилось быть как раз-таки в гуще всех событий - политических, экономических, а культурных, как ни странно, - в последнюю очередь.
Как и в этот раз, когда в ходе очередного заседания правительства выяснилось, что “из 34 театров, являющихся наследием советского периода, только 21 размещается в типовых зданиях, остальные размещаются в зданиях, построенных в XIX или в начале ХХ веков, предназначенных для других целей”, заявил министр культуры и информации
Мухтар Кул-Мухаммед.
Например, Кукольный театр в Шымкенте, по его словам, расположился в историческом здании Никольской церкви 1911 года постройки, Музыкально-драматический театр в Туркестане - в старом здании кинотеатра 1938 года, столичный Казахский музыкально-драматический театр имени Куанышбаева - в здании бывшей школы политпросвещения.
При этом “здания некоторых областных и даже некоторых столичных театров не выдерживают никакой критики”, сетует глава культурного ведомства. Хотя, пожалуй, перечисленные театры наверняка рады и этому, так как столичный кукольный театр, например, вообще не имеет ни сцены, ни крыши над головой.
Но люди тянутся к прекрасному, потому что, как говорится, не хлебом единым жив человек. Наверное, поэтому, не подозревая о тех трудностях, которые их будут ожидать, за годы независимости Казахстана в стране к вышеупомянутым 34 театрам добавилось еще 19. Но только четырем из них повезло - для столичного “Астана Опера”, Казахского драматического театра в Уральске, Костанайского и Карагандинского драматических театров отстроили современные типовые здания.
Когда ждать подобной манны небесной 44 региональным театрам, среди которых кроме казахских и русских есть уйгурские, корейские, немецкие театры, неизвестно.
Между тем артистам и их семьям, как и узкопрофильным театральным специалистам, которых в республике буквально можно пересчитать по пальцам, негде жить самим. “Обеспечение артистов жильем является большой проблемой в регионах Казахстана”, - жалуется Кул-Мухаммед. Столица, разумеется, не в счет - в прошлом году артистам театра “Астана Опера” выделили почти сто квартир.
Конечно, можно согласиться, что во все времена культура никогда не была самоокупаемой, а практически всегда содержалась либо за счет государства, либо за счет меценатов. Например, тот же столичный театр, как сообщила “НП” пресс-служба “Астана Опера”, хоть и финансируется за счет республиканского бюджета, но активно ищет спонсоров: при театре создан попечительский совет, который как раз и рассматривает вопросы меценатства и спонсорства. Отсюда - возможность зарубежных гастролей, новые декорации, новые постановки.
Так что, может, не всегда надо жаловаться, а попытаться поискать пути применения своих возможностей? Да и потом, не лишне было бы тем же региональным театрам пересмотреть свой репертуар, поинтересоваться - насколько он интересен современному зрителю. Задумавшись о вложениях со стороны, не помешало бы учесть маленький нюанс - бизнес не пойдет туда, где ему не будет выгодно или хотя бы, на худой конец, не престижно вкладывать свои средства.
Астана |