|
Ботагоз Омар
Уже не первый год как правительство раскачивает свободные экономические зоны (СЭЗы), но последние упорно не приносят ожидаемых результатов. Однажды такие зоны уже расформировывали в стране, но вскоре их вновь возродили. В том, что они необходимы, в Кабмине не сомневаются и неустанно продолжают искать пути повышения КПД от специальных территорий, ради которых перекраивается законодательство, привлекаются ведущие мировые эксперты и выделяются многомиллиардные суммы. Вчера премьер решил пойти новым путем, поручив профильному министерству до конца этого года проработать вопрос создания единого оператора СЭЗ
Специальные экономические зоны в Казахстане практически являются ровесниками независимости, но каждый год к ним применяется такой подход, будто этот институт является новым для нашей страны.
Впервые Закон “О свободных экономических зонах в Казахской ССР” приняли еще в далеком 1990 году. После того, как заложили их правовую основу, одну за другой, с 1991 по 1996 год, в Казахстане учредили девять специальных экономических зон (СЭЗ). Но после того, как в правительстве, разведя руками, сообщили, что при создании большинства зон не были заложены конкретные механизмы управления и правовая база их работы, в 1996 году их упразднили из-за отсутствия эффективности их деятельности. Однако в этом же году вышло Постановление правительства “О специальных экономических зонах в Республике Казахстан”. Как тогда говорили курировавшие этот блок министры, в “старых новых СЭЗ” поменяли подходы в управлении, предоставив им большую свободу в решении налоговых, таможенных, финансовых и организационных вопросов.
В прошлом году на расширенном заседании правительства глава государства подверг деятельность СЭЗ критике, поручив ликвидировать неработающие зоны. “Каждый аким считает своим долгом создать СЭЗ в области. В Атырауской области на базе СЭЗ реализовано аж три проекта из более 30, в Алматинской и Павлодарской СЭЗ создали, а проекта ни одного нет!” - обратил внимание президент.
Министры и топ-менеджеры возражать главе государства не стали. Напротив, они продолжили список нареканий. “Действительно эффективность по СЭЗам оставляет желать лучшего. Есть и слабый отбор проектов на местах, и малая доля прямых инвестиций. И, конечно же, есть еще один вопрос - то, что мы начинаем СЭЗ, но идет недофинансирование инфраструктуры. К примеру, в 2005 году мы объявили об учреждении СЭЗ “Онтустик” в ЮКО, но инфраструктуру закончили только в 2012 году. А без инфраструктуры СЭЗ не может развиваться, одно лишь название”, - продолжил тогда глава МИНТ
Асет Исекешев.
Вчера в ходе коллегии ведомства тема СЭЗ вновь приковала к себе внимание общественности. Как отметил вице-премьер - министр индустрии и новых технологий, специальные экономические зоны станут одним из ключевых инструментов в привлечении инвестиций и основными точками роста во второй пятилетке индустриализации.
“В прошлом году на строительство инфраструктуры СЭЗ из республиканского бюджета выделили 5,6 миллиарда тенге, объем частных инвестиций в проекты составил 46 миллиардов тенге, то есть на один бюджетный тенге привлечено 8 тенге частных инвестиций. Стоит отметить, что средний показатель за период с 2008 по 2013 год составляет один к двум”, - не без гордости отметил Асет Исекешев, добавив, что предприятиями на территориях СЭЗ произведено продукции на сумму 124 миллиарда тенге.
“В октябре прошлого года главой государства отмечено слабое развитие отечественных СЭЗ в текущем периоде. Мы провели анализ ситуации. Для этого привлекли одну из сильных компаний мира - сингапурскую государственную компанию JURONG. В ходе исследования деятельности СЭЗ с выездом в регионы и сбором информации в местах дислокации всех 10 СЭЗ осуществили анализ индустриальной направленности СЭЗ, процедур и порядка функционирования СЭЗ, обзор финансирования и бизнес-планирования, а также ревизию действующего законодательства страны, регулирующего деятельность СЭЗ”, - проинформировал министр.
В итоге для того, чтобы эти экономические зоны вывести на новый уровень, в этом году министерство решило утвердить проект общего плана развития, продвижения и управления СЭЗ, с учетом требований концепции второй пятилетки индустриализации и кластерной политики; вновь скорректировать законодательство, направленное на снятие барьеров, сдерживающих развитие СЭЗ, а также создать единого оператора с привлечением стратегического партнера.
Последнее предложение особо понравилось премьер-министру. “До 1 марта необходимо внести в законодательство изменения и дополнения, направленные на снятие ограничений развития СЭЗ, и решить в этом году вопрос создания единого оператора”, - поручил он. По мнению Серика Ахметова, неэффективная работа в этом направлении во многом связана с неудовлетворительной деятельностью управляющих компаний, затягиванием сроков строительства инфраструктуры и отсутствием должной работы по привлечению потенциальных участников и инвесторов. “Решению этих проблем должен способствовать институт единого операторства”, - убежден премьер.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |