|
Алла Иванилова
Мода 1990-х годов на ларьки и киоски снова вернулась на улицы Астаны. Если раньше в “железных будках” продавали сигареты, напитки и жвачки, то сейчас предлагают фаст-фуд. Столичные власти борются с такой “неэстетичной” торговлей, но пока безуспешно. Исчезнув в одном месте, киоски, как грибы после дождя, появляются в другом районе
Популярность такого торгового прилавка, как “киоск”, пришлась на 1990-е годы, на эпоху развития частного предпринимательства. Тогда на каждом углу появлялись многочисленные ларьки, торгующие абсолютно всем. Среди них было немало незаконных железных палаток, владельцы которых не платили налоги, а товары, продаваемые в них, были контрафактными. После того как Акмола стала Астаной, киоски стали исчезать с городских улиц. Городские власти мотивировали это тем, что они портят внешний вид молодой столицы, под сомнение ставили санитарные условия. Ведь в торговой палатке размером три на три метра не было ни воды, ни туалета. В итоге до наших дней дожили только газетные киоски.
Однако с недавних пор символы перестройки вернулись, и это несмотря на разнообразие супермаркетов. Против ларьков не только чиновники, но и горожане, которые пишут в инстанции гневные письма с просьбой убрать это “чудо торговли” с улиц. Претензии астанчан можно понять, поскольку побочными последствиями соседства с ларьком являются полулегальные схемы подключения к электросетям жилых домов, шум и мусор.
Между тем интернет и газеты пестрят объявлениями о продаже киосков на любой “цвет и вкус” и ценовой диапазон. Есть утепленные, на колесах, обработанные антикоррозийным покрытием. В качестве основного плюса производители указывают мобильность. Действительно, современные киоски не только лучше оборудованы, но и куда мобильнее своих предшественников. Мало того, что многие их них нелегально занимают места, так еще и кочуют из одного района в другой. Сфера деятельности современных ларьков - фаст-фуд: шаурма, самса, куры-гриль.
Для борьбы с “ларьковым бизнесом” при акимате создали рабочую группу, которая проверяет, насколько киоски соответствуют противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и соблюдают ли земельное и налоговое законодательства. Владельцев-нарушителей наказывают (самозахват земельных участков влечет за собой административную ответственность согласно ст.118 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафов в размере от 50 до 150 МРП), а ларьки вывозят на склад временного хранения. Железные палатки выдают их хозяевам только после того, как те предъявят документы, подтверждающие право собственности.
В прошлом году только за пять месяцев земельные участки освободили от 119 киосков и двух автолавок. Проблема в том, что незаконные точки продажи ликвидируют, но через день-два они появляются вновь. Получается борьба с ветряными мельницами, и пока не будет ответственности самого предпринимателя, результата не добиться.
Несмотря на предупреждения специалистов санэпидемнадзора об опасности для здоровья стихийно продаваемой на улице еды, донеры, чебуреки, самса и шашлыки все равно пользуются спросом. “Недорого и вкусно”, - говорят покупатели. При этом по санитарным нормам в местах приготовления пищи нужна проточная вода, но во многих киосках ей неоткуда взяться.
Между тем в Астане регистрируют немало случаев кишечных инфекций. В 40 процентах причиной заражения становятся испорченные овощи и фрукты, в 43 - мясные продукты, в 10 - молочные и в семи процентах - блюда домашнего приготовления.
Справка “НП”
Слово “киоск” было заимствовано в русский язык из французского в XVIII веке и имело значение “беседка, парковый павильон”, обозначало постройку, имевшую декоративный характер. Первоначально киоски не предназначались для торговли чем-либо, со временем такие беседки вышли из моды. Ларек происходит от слова “ларь”, обозначающего большой деревянный ящик для хранения продовольствия и других товаров |