|
Ольга Шишанова
Дефицит кадров, качественный уровень их профессиональной квалификации, низкая зарплата, нерациональное использование бюджетных средств, проблемы обслуживания на региональном уровне - вот далеко не полный перечень проблем медицинской отрасли в стране
Похоже, самокритика с каждым годом приобретает у Минздрава все большую популярность. Причем время идет, а проблемы по большей части остаются теми же или даже становятся многообразнее.
В очередной раз, в ходе ежегодной коллегиальной отчетности ведомства, министр здравоохранения Салидат Каирбекова жаловалась на профнепригодность специалистов, выпускаемых медицинскими колледжами республики, на текучесть кадров в отрасли и неэффективное использование коечного фонда, на необоснованный закуп лекарств и изделий медицинского назначения, кредиторскую задолженность и большие остатки средств в конце года. Хотя, по ее словам, в 2013 году “было освоено 99,9 процента средств республиканского бюджета, который составил более 838,2 миллиарда тенге, или 2,4 процента ВВП, что выше на 14 процентов в сравнении с 2012 годом”.
Но вот только вряд ли это поможет рядовым казахстанцам, поскольку заседания, на которых Каирбекова не устает жаловаться на проблемы в возглавляемой ею отрасли, который год подряд проходят практически за закрытыми дверями.
А это значит, что ошибки, просчеты, равно как и достижения, ведомства за отчетный период снова остаются тайной за семью печатями для широкого круга общественности. Впрочем, может, так оно и было задумано. Ведь вон сколько всего за прошлый год в отрасли накопилось.
Даже премьер-министр РК Серик Ахметов указал главе Минздрава на то, что у него “есть нарекания”. “Мне часто жалуются в письмах и в блоге на непрофессионализм медиков, на низкое качество лечения, отсутствие необходимых лекарств и халатность со стороны медработников”, - заявил он в ходе коллегии, добавив, что “есть также факты взимания платы за медицинские услуги, которые должны предоставляться бесплатно”.
Действительно, судя по многочисленным высказываниям казахстанцев в соцсетях, чего только стоят жалобы столичных жителей на двухчасовые ожидания карет “скорой помощи”, не говоря уже о некачественном обслуживании даже в платных клиниках, где зачастую квалификация медперсонала, как ни странно, оставляет желать лучшего. То есть, даже если у вас имеются определенные финансовые возможности, никто не сможет гарантировать вам не только полноценную медицинскую помощь, но даже постановку правильного диагноза.
Правда, нет правил без исключений. Наверняка и в Астане в частности, и в Казахстане в целом есть отличные медицинские работники, душой болеющие за свое дело, переживающие за своих пациентов, но их, к сожалению, единицы. У остальных, как говорят американцы, “доллар в глазах”.
И можно сколько угодно винить систему, в которой происходит развитие медицинского кластера, но пока не будет решена проблема кадров, пока не будет решена проблема бездушия тех, кто должен помнить клятву Гиппократа, а не подсчитывать, сколько ему заплатят за вызов, на развитии медицины можно поставить крест.
Впрочем, глава Минздрава и сама не особо довольна успехами своих коллег. Иначе не обратилась бы к премьеру с очередной просьбой “провести аттестацию руководителей медучреждений”, так как, по ее словам, “слабый менеджмент отдельных руководителей медицинских организаций при созданных условиях практически не обеспечивает мотивацию медицинского персонала к конечному результату труда”.
Вот и складывается впечатление, что медицинский сектор в стране в очередной раз нуждается не только в искоренении определенных негативных факторов, но и в кардинальной замене всех и всего.
Астана |